Костромской одноглазый Мока переплюнул Геннадия Королькова, а у Снегурочки оказалась ненастоящая коса

 

«СП» продолжает публикацию материалов о фильмах, которые снимали в Костроме. Многие из костромичей участвовали в съемках и могут рассказать много интересного. О том, как массовка забивала киношного князя, как в фильме снимались местные хулиганы, и почему костромич разлюбил игравшую Снегурочку Евгению Филонову.

 

Древняя Русь…  в Костроме
Режиссер Игорь Таланкин в Костроме частично снял две части своей трилогии – «Вступление», «Дневные звезды», «Звездопад». Вторая часть «Дневные звезды» снята в 1966 году по одноимённой автобиографической книге Ольги Берггольц. Снята настолько живо, что писательница на премьере заплакала. Фильм рассказывает о временах блокады Ленинграда. По ходу сюжета действие не раз перемещается из настоящего в прошлое. Причем достаточно далекое. Так во сне главная героиня попадает в Древнюю Русь. Этот эпизод и снимали в нашем Ипатьевском монастыре, возле деревянного храма Преображения Господня, который, увы, сгорел в 2002 году.
Этот фильм стал первым участием в съемках для  Евгения Булатова. Он учился тогда в десятом классе, снимался в массовке. А заодно и был на побегушках у режиссера. «Князю нужен посох! Посох где?» — орет режиссер. Женя метнулся в автобус, а там… Алла Демидова (она в фильме играла главную роль) стоит... В общем, стояла Демидова в исключительно природно-первозданном виде, даже без намека на одежду.
«Она на вид худая была очень, мне не нравилась, - вспоминает Булатов. - А оказалось — ничего у нее фигура. Я зашел, она стоит, полотенцем растирается. Извините, посох нужен, говорю, и мимо бочком-бочком прохожу. Она стоит спокойно, бери, говорит. Вообще без комплексов!».
Князю, которому Женя нес посох, на съемках приходилось несладко. По сюжету его догоняет толпа и забивает. Массовке «забиение», конечно, надо было имитировать. Но некоторые увлекались и по-настоящему били. Он потом всем синяки показывал.
Кострому как декорацию прошлых лет использовал и венгерский режиссер Миклош Янчо. Снятый им в 1967 году фильм «Звёзды и солдаты» повествует о событиях гражданской войны в России. Учитывая, что фильм снимал иностранный режиссер, неудивительно, что и рассказ идет о венгерском отряде, борющемся за революцию.

Танцплощадка для «Женщин»
Один из лидеров советского кинопроката 1966 года, фильм «Женщины», снимался в Костроме на правом берегу. Возле пляжа, где сейчас мост (в том году, когда снимали фильм, его, понятное дело, еще не было), специально построили танцплощадку с видом на Волгу. Повествует фильм о женщинах текстильного городка и нехватке свободных мужчин.
Евгений Булатов с друзьями приходили смотреть, как проходят съемки. Неожиданно к ним подошла ассистент режиссера: «Бойцы, сняться в кино не хотите?».
«Мне фингал нарисовали. Типа, я местный хулиган такой, папироски дали, хотя я тогда не курил. Задача была такая – мы сидим на перилах и «обсасываем» танцующие пары. Дали текст, но мы и отсебятину добавляли. Главное, говорит режиссер, не переставайте обсуждать. Ну, мы и обсуждали, у кого ноги кривые, у кого нос длинный».
Сцену продолжительностью три-четыре минуты снимали целую неделю.
Обычно свадьбы снимают для частного архива. Но эта свадьба стала всеобщим до-
стоянием. В 1968 году в Костроме снимали фильм «В день свадьбы». С не по-свадебному грустной концовкой.
Съемки проходили в загсе на улице Симоновского в зале Третьякова. Регистраторша, тетенька в темном костюме, в своей речи сразу обозначила место действия. «Костромским городским советом депутатов трудящихся мне доверено зарегистрировать брак», - с советским пафосом продекламировала она. Из загса молодожены вместе с гостями переплавились на пароме на другой берег. Тогда там стояли только деревянные домики - никаких новостроек. Участники свадебной церемонии гуськом идут по крутому волжскому берегу. Кто-то из гостей несет над головой детскую ванночку — подарок молодым. На берегу и проходило застолье, во время которого невеста бросила жениха.

В массовку – хулиганов и дворовых собачек
Фильм Марка Осепьяна 1968 года «Три дня Виктора Чернышова» тоже снимали за Волгой на пляже. Евгений Булатов участвовал и в этом фильме: «В съёмки одного эпизода взяли местных хулиганов, которые изображали самих себя. Вместе с ними мы сидели на пляже и играли в карты. Вроде как подсадные утки — заманивали людей играть. Посредине нас в кадре сидит Виктор Чернышов, которого мы ра-
зули-раздели. Самое интересное, что с утра мы долго ждали момента съемок, потому что должны были подвезти главное действующее лицо эпизода. Был такой за Волгой мужчина Макеев, по кличке Мока. Одноглазый, морда бандитская. Он сидел как раз тогда 15 суток. И каждое утро его на съемки привозила милиция. Я потом сцену эту смотрел, там Мока, конечно, звезда. Всех переплюнул».
В массовку привлекали порой не только людей, но и животных. Так, на съемках «Таинственного монаха» режиссеру понадобился эпизод, когда к колодцу сбегается много собак. Съемки проходили опять за Волгой, и Булатов был тут как тут. Собаки идти к колодцу не хотели. «И тут я придумал, - говорит Евгений. - В советское время тяжело было с продуктами, а у меня родственники привезли из Москвы колбасы и сосисок. Я их сам еще не попробовал, но для дела не пожалел. Спрятался за колодец и сосиску высовываю. И собаки сразу строем побежали. С первого дубля сняли. Но сосиски пришлось скормить».
В качестве декорации в этом фильме был использован и Ипатьевский монастырь. Притом декорации необычной, учитывая, что фильм посвящен событиям гражданской войны. На фоне золотых куполов Троицкого собора белогвардейцы, переодетые в монахов, отстреливаются от наседающих красных.

Людмила МАКСИМОВА

Партнеры