К доске!

Всех почитателей Островского приглашает теперь областной театр кукол

 

В театре – значит на подушке. О патриотизме – значит Кармен выбирает Вологду. Семьдесят шестой – юбилейный значит. Даже под занавес его – самого мягкого (для зрителей), самого серьёзного (для гостей), самого праздничного (для актёров) 76-го сезона – Костромской областной театр кукол нашёл чем удивить. В минувшую субботу он шокировал и дошколят, и профессоров – одним-единственным заявлением: закрытие – значит... открытие. Впрочем, корреспондент «СП-ДО» Дарья ШАНИНА отнюдь не в шоке. Потому как осведомлена: 13 июля у стен областного театра кукол не то что закрытие-открытие – «Гроза» с «Поздней любовью» могли случиться... Когда к делу причастен Александр Николаевич Островский, ожидать стоит всего. И даже большего.

Хотя куда уж больше: 76-й театральный и так все рекорды оригинальности побил. Это он обеспечил мягкую посадку самым юным зрителям (проекту «Театр на подушках» спасибо). Это он зара-
зил Кармен любовью к России (благодаря патриотическому фестивалю «Волжские встречи»). Это он оказался сверхъюбилейным (виновники – заслуженные артистки России Светлана Алфеева и Наталия Бобкова, заслуженный артист России Сергей Рябинин и артистка Ольга Рябинина во главе с режиссёром Михаилом Логиновым). Перед Новым годом запустил мультимедийную «Снежную королеву», в канун Международного женского дня подарил «дамам за шестнадцать» молчаливых и покорных «Двух Донов», в разгар июньского зноя привёз награду из северного Котласа – всё это тоже он. В общем, было бы странно, если бы в последний день сезона 2012/2013 Костромской областной театр кукол просто вызвал актёров на поклон. Поэтому 13 июля самый долгоиграющий (другие попрощались с публикой ещё в июне) театральный коллектив Костромы вызвал зрителей. К доске.

 


Впрочем, все понимают: лето. Каникулы как-никак. А потому даже Господин Учитель, специально прибывший на торжественную церемонию закрытия сезона из «Разбойника» Карела Чапека, свой педагогический пыл слегка умерил. Десятиминутной лекцией дело обошлось – мол, «зданию, у стен которого мы сейчас находимся, было суждено стать театром...». А ведь действительно было суждено: народную читальню, построенную в историческом центре Костромы в конце XIX века, просто обрекли на сценическое будущее – с самого рождения. Ну, когда имя Александра Николаевича Островского ей дали. Потом обрекли повторно – во время «крещения»: открывать провинциальную библиотеку из столиц приехала лично вдова драматурга Мария Васильевна с сыновьями Сергеем и Александром. И в третий раз, кстати, тоже обрекли: года не прошло, как в губернском просветительском центре показались «туманные картины». Слайды, в смысле. Читатели начали «переквалифицироваться» в зрителей...
Зрители Костромского областного театра кукол теперь тоже высококвалифицированные: о том, что в здании театра когда-то находилась народная читальня имени Островского, в минувшую субботу узнали все гости торжественной церемонии закрытия 76-го сезона. Однако и не оказавшиеся среди гостей проинформированы будут обязательно: мемориальная доска, появившаяся 13 июля на стене экс-читальни, отныне сможет в деталях поведать любому костромичу историю памятника архитектуры. А вот в фойе областного театра кукол, до осени ушедшего на каникулы, сейчас рассказывают другую историю. Более того – даже показывают.
Нет, это, конечно, не спектакль. Это «Сказочный мир кукол» – авторская выставка заслуженного художника России, главного художника нашего театра Ирины Мельниковой, приуроченная к 35-летию её творческой деятельности. Впрочем, сама Ирина Васильевна ещё за неделю до торжественного открытия своей персональной экспозиции тонко намекнула «СП»: привычный выставочный проект – точно не о «Сказочном мире». В мире, где царит игровое настроение, не бывает ожидаемо-банально. Оказалось, чистая правда: в театральном пространстве, сочинённом Ириной Мельниковой, стереотипы на самом деле скрываются за ширмой. И даже главный стереотип театра исчезает бесследно: зритель – выясняется – не пассивный созерцатель. Он в состоянии сам создать спектакль. Куклы есть – было бы воображение.
Хотя сослагательное наклонение здесь неуместно совершенно: на выставке «Сказочный мир кукол» воображение просто не может не включиться. «Художник вдохновляет», – в один голос говорят об Ирине Мельниковой костромские кукловоды. И не лукавят: магическую природу таланта Мельниковой не почувствовать действительно невозможно. Даже если ты по другую сторону рампы. Пусть ты на стороне публики. Достаточно одного внимательного взгляда – и рукотворная кукла становится художественным образом. Героем спектакля. Историей, которая считывается без труда. Вот мальчонка, свесивший ножки. Весь мягкий, светлый, уютный до того, что кажется – живой, тёплый, пахнущий парным молоком. Деревенский. Русский. Честняковский. И ведь и вправду честняковский – главный в «Ефимкином фестивале». Главный в «Петрушкиной женитьбе» – Пётр Петрович Уксусов – тоже русский. Но это иная русскость: эстетика гротескового площадного театра диктует художнику, какими должны быть Петрушка с Катюшкой. Рот, расстриженный в улыбке, или сложенные бантиком губки – здесь всё буквально. Зримо. Чересчур выразительно.

 


Аскетично, но вряд ли менее выразительно всё в «Разбойнике» по Карелу Чапеку. Приглушённый беж, вытянутые силуэты, скульптурные лица – европейские аристократизм и «сухость» отличают персонажей чешской истории. Но, вопреки внешней сдержанности, характеры понятны, их «выдают» сомкнутые – в нитку – губы, и глаза, лукаво глядящие из-под пенсне. И вдруг рядом – «Волшебная лампа Аладдина». Восток, во всём противоречащий Западу: роскошь цвета, богатство фактур, лёгкость форм – как погружение в знойное лето после блуждания по зимним дорогам. Ирина Мельникова вообще строит свой мир на контрастах – цветов и размеров, текстур и фактур. Затевает смелую и красивую игру ими. Именно ту игру, которую очень любит талантливый театр.

 


Кстати, о том, что Костромской областной театр кукол богат на таланты (и не только художнические), свидетельствует многое. Областная премия в сфере театрального искусства имени А. Н. Островского, например, которую в минувшую субботу торжественно вручил служителям театра директор департамента культуры Евгений Чугунов. Да, и ещё одно: поразительная верность тех, кто работает в этих стенах. Поздравляя с юбилеем заслуженную артистку России Наталию Бобкову, в последний день 76-го сезона одно отмечали все: Наталия Михайловна выходит на подмостки костромского театра кукол не первое десятилетие. Что для актёрской профессии, конечно, норма. Но, пожалуй, только тогда, когда речь идёт о настоящем Театре.  

Партнеры