Курс евро

Дети на высоте. Парят: они на настоящих европейских подмостках. Родители на коленях. Фотографируют: children вместе с опытным европейским оркестром. Слушатели на седьмом небе. Смакуют: в программе великая европейская классика. В третий раз проект «Летние музыкальные курсы в Европе», по традиции организованный в июле Костромским губернским симфоническим оркестром под управлением Павла Герштейна, своё название оправдывает полностью. И впервые – не только потому, что проходит на европейском уровне. Потому, что проходит на европейской площадке: костромской симфонический даже отсутствие собственной сцены нынешним летом обыгрывает умело. Через несколько лет рискуя обыграть, быть может, сам швейцарский Verbier Festival.

В Швейцарии – Вербье. В Германии – Вальдбюне. Стрезе – в Италии. Во Франции – Ля-Рок-д'Антероне. В России – Кострома. Отнюдь не утопия: чтобы неприкрытая классика (Моцарт и Бетховен прямо под небом) зазвучала именно здесь, у нас есть всё необходимое. Во-первых, симфонический оркестр с мировым именем - костромской губернский за полтора десятилетия покорил не один континент. Во-вторых, летний фестиваль с гарантированным будущим. «Встретимся через год!» – пообещал, завершая «Музыкальные курсы в Европе», худрук Американского фестиваля изящных искусств Владимир Агилин. Открытая площадка с превосходной акустикой – в-третьих. Родной волжский берег мало в чём уступает арендованному филармоническому залу (своей сцены у оркестра до сих пор нет). В-четвёртых...

 


Дождь начинается ещё в Костроме. В Красном уже не остаётся вариантов: по ювелирной столице России вечером 7 июля можно было передвигаться исключительно вплавь. Но какой-нибудь час спустя в красносельской деревне Русиново раздаётся колокольный звон, и меланхолический Моцарт возникает над Волгой в лучах заходящего солнца. Чуть позже, после финальных аккордов концерта, протоиерей Игорь Шашков объясняет: благому делу – Господь в помощь. Впрочем, полутысячная слушательская аудитория знает: не в одном Божьем покровительстве дело. Когда объединяются искусство, бизнес и власть, чудеса случаются. И не только природные.
Так вот, в-четвёртых, – и это, пожалуй, главная предпосылка рождения любого культурного проекта в сегодняшней России – у нас есть идея и художественное руководство проектом дирижёра Павла Герштейна. Он представляет, как создать симфонический open-air европейского класса. Есть поддержка владельцев Русинова. Они готовы помочь, и прежде всего с площадкой. Есть благословение губернатора Сергея Ситникова. Он заявляет перед началом концерта под открытым небом: «Красносельская земля славится многим. Но высокая музыка здесь звучит впервые. И мы очень надеемся, что фестиваль под открытым небом в деревне Русиново станет ежегодным».

 


Да, и ещё одно. У нас есть почти профессиональный слушатель, воспитанный костромским симфоническим. Способный, ради того чтобы «подышать» классикой (она  растворена в воздухе), преодолеть десятки километров. Хоть на автомобиле, хоть на велосипеде - у ворот Русинова четырёх- и двухколёсные припаркованы вперемежку. А значит, разговор о туристическом кластере «Кладезь земли костромской», частью которого должен стать уникальный музыкальный проект губернского оркестра, – не просто слова. Накануне Дня семьи, любви и верности в Красносельском районе этот разговор действительно начал обретать черты реальности.
Хотя больше похоже на сказку: на том берегу – Плёс, утопающий в изумрудной зелени. Ни дать, ни взять театральный задник, незатейливо, но с безупречным вкусом выписанный акварелью. На здешнем берегу, как изысканная декорация, фольклорная деревня. В самом сердце которой, по всем сказочным законам, рождается магия. Совершенно рукотворная: одиннадцать юных музыкантов из США, Канады, Колумбии, Малайзии, Японии и, конечно, России вместе с камерным составом Костромского губернского симфонического оркестра творят невозможное – останавливают мгновение. Заставляют секунды задержаться в звуке. Сочинённом Моцартом или Вивальди, Бетховеном или Шубертом, Шопеном или Листом, Прокофьевым или Рахманиновым – не важно. Важно, что каждый из них – о вечном. О закатах над Волгой, которые будут всегда. И музыке над Волгой, которая просто не может прозвучать только один раз.

 


Тем более в таком исполнении: «После довольно жёсткого конкурсного отбора они получают возможность исполнить сольную программу на сцене нью-йоркского «Карнеги-холл», – буднично рассказывает «СП» о юных участниках «Летних музыкальных курсов» художественный руководитель Американского фестиваля изящных искусств Владимир Агилин. И продолжает: «Ну, а потом лучшие могут приехать к вам и сыграть с костромским симфоническим оркестром».
После легендарных подмостков «Карнеги-холл» (в 1891 году первым на них ступил сам Пётр Ильич Чайковский) оказаться на левом берегу Волги и сцене костромской филармонии – не причуда. Это честь, подчёркивают начинающие музыканты. И не лукавят: сыграть с опытным европейским оркестром – заветная мечта любого юного американца или азиата. После трёх дней беспрерывных репетиций и концертов с костромским симфоническим они не только начинают говорить по-русски. Они начинают по-русски играть.

 


И дело, конечно, не в технике – дело в душе. В нашей душе, пусть даже и европейской – формально, но содержательно – неповторимой. Ради которой на костромской фестиваль симфонической музыки под открытым небом, вряд ли стоит сомневаться, съедутся ценители классики со всего мира. Даже те, кто бывал в швейцарском Вербье и немецком Вальдбюне, итальянском Стрезе и французском Ля-Рок-д'Антероне. Не в обиду Европе будь сказано: в Русинове всё-таки что-то есть. Особенное.  

 

    

 

Дарья ШАНИНА
Фото автора, Сергея Калинина
и пресс-службы губернатора
Костромской области

Партнеры