Илья Херувимов: Я твердо стою на руках

Он может встать на уши, и никто его за это не отругает. Поаплодируют только. Вот уже семь лет Илья Херувимов выступает с командой «Свои люди». А четыре года назад открыл свою школу брейк-данса. С его подачи в Кострому приехали голливудские актеры, а брейк научились танцевать костромские школьники и серьезные бизнесмены. Встать на голову у корреспондента «СП-ДО» Людмилы МАКСИМОВОЙ не получилось. Для хорошего танца это и необязательно, успокоил ее Илья.

 

Полноценный танец, а не стойка на голове
- Вы открыли первую и единственную школу брейк-данса в Костроме. Как это — начинать дело первыми?
- На тот момент, когда создали студию, мы сами занимались брейк-дансом семь лет. Сначала, в 2009 году, открыли с другом две разные школы. Я взял зал на базе обычной общеобразовательной школы. Предприятие увенчалось большим успехом. В сезон с сентября по май большой спортзал забивался полностью. Через три года, в 2012 году, мы объединили силы и переехали в хороший зал в МК «Пале», он в центре города, площадь большая - триста квадратов. Для хореографии очень подходящий, и мероприятия на базе комплекса удобно стало проводить.

 


- За время существования студии вы провели уже семь фестивалей.
- Например, уже второй год проводим международный фестиваль «Тесто». Участники приезжают из разных городов России, начиная с севера и заканчивая нашими соседями — Ярославлем, Ивановым. Приезжали чемпионы Европы. Они, кстати, и победили на фестивале. Чемпионы мира приезжали и судить, и участвовать. А главный судья фестиваля приехал из Голливуда. Это легендарный Flea Rock, который снимался в «Шаге вперед-1-2-3». Он давал свой мастер-класс. Но народ приезжал на него даже просто посмотреть. В этом году «Тесто» стал полноценным фестивалем современной культуры. Он расширился, мы задействовали три площадки. Был не только брейк, но и хип-хоп, граффити, велосипеды, скейты, ролики.
- Как же вам удалось «заманить» в Кострому звезду «Шага вперед»?
- Люди все время интересуются, как мы его привезли. До этого мы сами много ездили по фестивалям. И всегда занимали призовые места, были заметны. Сначала ездили на всероссийские фестивали, потом - в СНГ, затем стали ездить в Европу. В августе, например, я еду на чемпионат мира в Голландию. И так на фестивалях стали знакомиться с людьми и приглашать их к нам.
- Брейк-данс для нашего провинциального города направление новое. У людей меняется восприятие этой культуры?
- Восприятие действительно изменилось, особенно за последние два года. Раньше все думали, что брейк — это на голове постоять да вверх ногами повращаться. А это в первую очередь танец, и только потом идут какие-то стойки. Когда человек выходит танцевать, он даже стоек может не делать. На фестивалях люди, кто нюансов не понимает, кто первый раз смотрит это, часто удивляются, что выигрывает человек, который, по их мнению, ничего не сделал. Его соперник так крутился, так вертелся и проиграл.

 


- Но ведь зрелищность тоже должна быть.
- У нас есть четкое разделение. Одно дело фестивали, где в первую очередь важно мастерство. Хотя и артистизм, безусловно, ценится. А есть брейк-данс как работа. Мы ездим по области и близлежащим городам с номерами — клубы, корпоративы, свадьбы. На данный момент — выпускные. Каждый день по три-четыре заведения объезжаем. Вот для таких мероприятий мы делаем шоу. Людям нравится то, что зрелищно. А это как раз те самые кручения, верчения. Мы постоянно даем мастер-классы в парке Ленина, на Никитской. На нашей площадке людей всегда много собирается, и дети, и родители подтягиваются.

 

К нам ходят бизнесмены
- В школу к вам тоже ходят семьями. Неужели нет возрастных ограничений?
- К нам ходят даже взрослые представительные мужчины и женщины, у которых свой бизнес. Не на бальные классические танцы, а на брейк. Действительно, у нас родители занимаются вместе с детьми. И разделение идет не по возрастам больше, а по тому, кто сколько занимается. Это важнее. Безусловно, детей проще учить. У них растяжка хорошая, взрослым трудно растянуться, но танцевать они все равно могут. Сейчас, несмотря на то, что июль - время отпусков и лагерей, к нам все равно ходит народ. Наша школа круглый год не закрывается.

 


- Вы учеников своих берете с собой на фестивали.
- А на тренировках устраиваем баттлы. Это такая подготовка к фестивалям. Встаем в круг, и ребята проводят баттл между собой. Потому что, когда проходят фестивали даже у нас в Костроме, приезжает много иногородних ребят, и наши начинают теряться. Надо привыкнуть состязаться между собой, а потом выходить на другой уровень. Учеников пытаемся вывозить на фестивали постоянно, не только сами ездим. Наши ребята начали участвовать с прошлого года. Когда в Нижний Новгород меня приглашали в качестве судьи, брал с собой целый автобус учеников. И они занимали призовые места. Один в номинации «Профи» стал вторым, другой — третьим. Они могли бы даже лучше результат показать, но это был для них первый такой опыт.
- Вы участвуете в городских мероприятиях бесплатно. Зачем это вам?
- Последние два года все больше выступали на городских площадках. Сначала думали, зачем это, ничего же не платят. А потом поняли, что не в деньгах дело, это привлечение народа. Мы не отказываемся, потому что это большая реклама. Выносим свой линолеум, чтобы показать сложные элементы, которые на асфальте не сделать. На праздниках, на том же Дне города, Дне России, собирается много народа. Подходят, спрашивают, а где это такая школа брейк-данса. Кто-то говорит, что ребенок давно хочет, пытается заниматься, но они не знали, где это есть в Костроме. И это несмотря на то, что рекламу в печатные издания, на телевидение мы даем. Но когда люди видят танец вживую — это другое.

 

Брейк на школьных переменах
- У ваших учеников есть вы. А у вас, когда начинали, не было никого. Как же вы научились танцевать брейк?
- Было очень сложно начинать. И нашим ученикам во многом проще. То, чему мы учились пять лет, наши ученики осваивают за год-полтора. Уровень у них намного выше. Мы начинали в конце девяностых — начале двухтысячных годов. Мне было четырнадцать лет, я учился в девятом классе, когда увидел ребят, которые на переменах выходили в школьные коридоры и делали стойки. Потом узнал, что это называется брейк. Стал пробовать, научился нескольким движениям. По телевизору показывали тогда интересные передачи, такие как «До 16 и старше», «Танцуйте вместе с нами». Все, что видел — пытался повторить. Сейчас я сам даю мастер-классы по костромскому телеканалу.
- Когда поняли, что стали профессионалом?
- Кто помнит, у нас проводился фестиваль «Street way». Когда пришел на него первый раз,  для меня это было очень круто. Хотелось попробовать поучаствовать. Не занять призовое место, а просто выйти на сцену. Тогда только появилась команда «Свои люди». Они все фестивали выигрывали. И в 2001 году я сам решил попробовать. Выступал с ребятами из Волгореченска. Мы заняли второе место, а «Свои люди» — первое. В то время я выступал против них. А потом познакомились, и я начал с ними тренироваться. У меня уже были свои коронные фишки, которые никто не делал в Костроме. Но техники мне не хватало.

 


- Когда стали выезжать на фестивали?
- Первый мой всероссийский фестиваль состоялся в Ярославле. Его уровень высокий — те, ребята, которых я видел по телевизору, все в нем участвовали. У меня прошел баттл с парнем из Москвы, который тоже давал видеоуроки. Понятно, что меня выиграли почти всухую. Потом на всероссийском фестивале, который проходил в Иванове, я тоже ничего не занял. Но я показал там хороший уровень, и для меня это был толчок. А уже с 2005 года начал танцевать с командой «Свои люди». Командой выигрывали каждый год ««Street way» в Костроме, всероссийские фестивали, международные. Наш «Street way» стал для меня маленьким фестивалем. Когда-то просто хотелось в нем поучаствовать, а потом «опять «Street way»? Ну ладно, придем». Все время занимали первое место. Мы вышли на другой уровень. И я понял, что твердо стою на ногах. И на руках.


Ради следующих поколений
- Все-таки не каждый решится сделать хобби своей профессией.
- Я начал понимать, что брейк для меня — это не просто хобби. Обычную работу совмещать с танцами сложно. И у многих танцоров встает этот выбор. Я трудился на многих работах, но высиживать по десять часов — не мое. Тогда понял, что надо пытаться жить за счет своего «увлечения». В больших городах это направление хорошо развивается. А у нас не думал, честно, что так много народа этим увлечено, что столько людей будут готовы приходить и платить за занятия. Но успех был. Сделали первый открытый урок и мастер-класс бесплатный. И пришел полный зал народа. А потом начали нарабатывать фестивали, мастер-классы. На первый мастер-класс, который я организовал, пригласил известного танцора из Вашингтона  и заплатил большую сумму. Боялся, как бы из своего кармана не пришлось платить. Но все окупилось — и аренда зала, и проезд, и сумма за исполнителя. Не скажу, что наварили на этом мастер-классе, но нам было важно просто его провести.
- Ни грамма корысти.
- Фестивали мы проводим тоже не для того, чтобы заработать. А чтобы народ подтягивался. Для них это большое развитие. В том году приглашали чемпионов мира, а после они поехали сниматься в голливудском фильме «Короли танцпола». В конце года этот фильм выйдет на экраны. Для ребят круто даже просто пообщаться с такими людьми. Тот же человек из «Шага вперед». Он рассказывал, как проходит его жизнь, что у него двое детей, он снимается в клипах у Рианны. Рассказал, что в фильме «Шаг вперед» ему было неинтересно сниматься. Там все перевернуто. Режиссер снимает не для танцоров, а для зрителя. На самом деле там все в кучу — и хип-хоп и брейк. Он говорил, что делал это ради денег.
- Но какой-то доход школа приносит?
- Чтобы содержать школу, надо не просто быть танцором, но и грамотным руководителем. Потому что да, ты круто танцуешь, но потом начинаешь сталкиваться с бухгалтерией, рекламой. Мне кажется, в Костроме большинство танцевальных студий не работает с большой прибылью. Слишком много вкладывать приходится. Но нам это нравится. За несколько лет работы школы, если оценивать прибыль, то да, неплохо у нас идут дела. Но даже если бы шли плохо, мы бы все равно ее содержали. Нам важно развитие следующих поколений.
- А еще выступления на корпоративах, свадьбах...
- Сейчас выпускные, потом начнутся свадьбы. Весь июнь работали без выходных. По три-четыре места за вечер объезжали. А Новый год — сумасшествие. За вечер может быть десять номеров. Вечером с восьми часов начинаем и до двух ночи ездим. В этот день не берем область и другие города. Потому что нереально тратить время на дорогу. За два часа, что мы бы потратили на дорогу, мы можем объездить пять заведений в городе. Выступления на мероприятиях действительно хороший заработок. Многие думают, за что платить такие деньги. Он заехал вечером в клуб, потанцевал, получил деньги. А мы берем довольно неплохие суммы за наши номера. Но чтобы добиться того уровня, как у нас сейчас, мы потратили много лет. К тому же, чтобы сделать танец, надо ставить номер, заказывать костюмы. Многие пытались так работать, но не каждому удавалось.
- А у вас почему получилось?
- Мы совершенствуемся все время. Зрителям всегда все нравится, а вот ведущие в клубе подсказывают — добавьте силовых элементов или, наоборот, уберите, если их слишком много. Мы сначала выступали каждый в своей одежде. Потом ведущие говорят — танцуете вы круто, но если бы костюмы надели, по-другому бы все смотрелось. Мы надели костюмы, и заказов действительно стало больше. От нас уже трудно народ переманить.

Партнеры