Татьяна Любимцева: Я перфекционист, поэтому делаю только то, что у меня действительно хорошо получается

Ах, эти приятные предсвадебные хлопоты. У костромского предпринимателя Татьяны Любимцевой они длятся постоянно. Нет, у нее не затянувшаяся помолвка. Татьяна — оформитель свадеб. Она мастерит для молодоженов пригласительные, банкетные карточки и сундучки для денег. Сейчас народ потянуло на необычные свадьбы, а значит неординарным должно быть все, вплоть до мелочей. Делать приглашения, оказалось, не так-то и просто. Фантазии корреспондента «СП-ДО» Людмилы МАКСИМОВОЙ хватило лишь на пару голубков и сердечек. А у Татьяны же выдумки хватает вот уже на четыре года предсвадебных хлопот.

- Мы вас представили как оформителя свадеб, думаю, это не слишком понятно.
- Можно сказать, что на мне вся так называемая «бумажная продукция». Начиная от приглашений до оформления свадебного зала аксессуарами — банкетными карточками, рассадочными списками, сундучками для денег, книгами пожеланий, папками для свидетельства о браке, подарочными бонбоньерками гостям. Причем нельзя сказать, что все выполняется в одной технике — тут сочетается много всего.

 


- Как так получилось, что вы стали заниматься свадьбами?
- Когда начинала свою рукодельную деятельность, передо мной встал вопрос о самозанятости. Не могу сказать, что я предприниматель. Просто это та форма деятельности, в которой мне удобно работать. Три года назад я получила государственную субсидию, совсем небольшую — пятьдесят восемь тысяч рублей, на изготовление открыток ручной работы. Тогда я начинала их делать массово. Они продавались в отдельных торговых точках, но в основном это была стихийная торговля. На Дне города, ярмарках, а совместно с букетами из конфет мы выставлялись в Санкт-Петербурге. Сейчас уже от этого отошла, потому что мне гораздо приятнее делать изделие для конкретного человека. Когда я знаю его вкусы и предпочтения.
- Бытует такое мнение, что государственная выплата слишком мала. Вам эти деньги помогли?
- Действительно, этой суммы не хватит на открытие бизнеса. Но эта субсидия дает возможность начать свое дело. Это неплохие деньги. Не могу сказать, что в тот момент я могла взять пятьдесят восемь тысяч «с потолка». Человеку никто не обязан давать какие-то гранты, субсидии. Если есть такая возможность у государства, это замечательно. Это катализатор для дальнейшего развития. На тот момент эта сумма помогла мне. Я купила мизер, но это было то, от чего я отталкивалась. Приобрела оборудование — биговщики, резаки, плоттеры, а материалы потом сама докупала. Оборудование - это такая вещь, которую спонтанно приобрести не получится. Если я могу запросто купить коробку цветочков, то выдернуть часть средств на плоттер за пятнадцать тысяч — проблематично.

 


- Ваша деятельность предполагает большие расходы, или это не самый затратный бизнес?
- Расходы есть, и они очень стихийные. Много тратится на материалы. Когда я покупаю их, зная, что буду использовать на свадьбах, не могу приобрести какую-то одну вещь. Покупаю целой упаковкой. Потому что если это, например, приглашение, его можно сделать безумно красивым, но оно будет в одном экземпляре. А мне надо их тиражировать. И это должно выглядеть красиво, изящно и цельно. Поэтому расходы на материалы стихийны и затратны. А экономлю на том, что не надо снимать помещение. Сделать мастерскую можно и дома. У меня выделена под нее комната. Сначала это был один маленький стеллаж. Сейчас три стеллажа и пара полок. Вся комната отведена под мастерскую, и в ближайшем будущем я планирую ее увеличить.
- Как вы начали работать оформителем свадеб?
- Первая свадьба была у знакомых моего друга, вторая — у моей сестры. Потом это были незнакомые люди, которые услышали обо мне. У меня постоянная реклама в свадебном журнале, где я веду колонку по современным видам рукоделия. Кто-то из молодоженов пришел по рекомендациям. Сначала делала только приглашения. Потом предложила молодоженам на одной из свадеб сделать дополнительное оформление. Они согласились.

 


- Стиль, цвета — все это вы обговариваете с молодыми, или они полагаются на ваш опыт?
- Я работаю с агентствами, которые занимаются организацией свадеб. У них весь процесс расписан, свадьба запланирована в определенном стиле, в определенных тонах. Когда они дают мне заказ, нами сразу обговаривается, что необходимо. Я уже от этого отталкиваюсь и что-то свое предлагаю. А если встречаюсь напрямую с женихом и невестой, предлагаю варианты, которые у меня были, варианты, которые я могу сделать, и они выбирают. Кстати, молодожены не всегда знают, чего хотят. Например свиток, но не представляют, как это будет выглядеть. И я уже додумываю, разрабатываю для них варианты. Есть несколько этапов согласования, то есть они могут видеть, как идет работа.
- Как планируете развивать бизнес?
- Конечно, моя деятельность отличается от той, что была три года назад. Но я не двигаюсь вперед и вверх. Просто занимаюсь тем, что мне нравится. Я провожу мастер-классы в магазинах для рукоделия. Также выездные мастер-классы —на различных фестивалях, в других городах. Сейчас - в детском лагере. Мы с ребятами занимаемся различными видами рукоделия — квиллингом, варим мыло, мастерим скрап-поделки, они получаются как симбиоз детской аппликации и чего-то серьезного. Проведение мастер-классов с ребятами доставляет мне удовольствие. Дети такие чистые и замечательные, что даже если я выхожу от них эмоционально истощенной, это неплохое чувство. Так же и в магазинах — люди уходят с готовыми изделиями и дальнейшими творческими планами. И это очень приятно.

 


- Почему вы не продаете работы в технике квиллинг?
- Мне близки многие виды рукоделия. Но я в этом деле перфекционист. Занимаюсь и скрапом, и квиллингом, и декупажем, и цветами из ткани. Но некоторые виды делаю только для себя, не на продажу. Мне кажется, что я недостаточно компетентна в какой-то области. Что касается квиллинга, тут гораздо важнее сам процесс, нежели результат. Это тот вид рукоделия, который поглощает. Работа тонкая и ювелирная. Можно сидеть над картиной пять дней, а человек с улицы подумает, что это всего лишь детская аппликация. Я провожу мастер-классы по квиллингу. Мы занимаемся с детьми квиллингом из гофрокартона, а он прекрасно развивает мелкую моторику рук, которая активизирует мыслительные процессы. У ребенка развивается воображение, он начинает думать чуть иначе. Внутреннее развитие происходит активнее. Что касается мастер-классов со взрослыми, они действуют как замечательная терапия. Многие люди успокаиваются. Это как вязание для бабушек. А для современных людей — это квиллинг.
- У кого-то есть склонность к рукоделию, а у кого-то руки нет... Говорят, все в детстве проявляется.
- С самого детства у меня была склонность что-то делать, преобразовывать то, что вокруг. Но если в детстве это были облака из штор на потолке, то потом они переросли в нечто большее. Я постоянно что-то мастерила. Даже в университете, когда училась на инженера в области информационных систем,  работала у друзей в ателье. Шила какие-то заказы, и  просто интересные вещи для себя. Притом что у меня была абсолютно техническая специальность. Я не скажу, что то, чем я сейчас занимаюсь, это профессиональные виды рукоделия. Но для меня это не просто хобби, а серьезное занятие.
- На ваш взгляд, чем вызван такой интерес к рукоделию в последнее время?
- На мой взгляд, он и сейчас не особо проявляется. Скорее есть предложение ручного творчества, очень много людей начинают этим заниматься. Это мамы в декрете, их очень большой процент. Они сидят дома, ухаживают за ребенком, и у них есть время для рукоделия. Это и просто творческие люди, у которых появилась возможность что-то делать. Сейчас много магазинов, интернет-сайтов, где можно купить все, что угодно, любые расходники. Мне кажется, больше спрос сгенерирован предложением, чем наоборот. Не то что люди захотели ручную работу, просто рынок ею переполнен. Им предлагают — смотрите, вот так красиво будет. И они смотрят —  и делают заказ.
- То есть конкуренция у вас большая.
- Это не конкуренты даже, а мои коллеги. Я не ощущаю, что это конкуренция. В Костроме много хороших специалистов. Мне нравится, что они делают. За три-четыре года моей работы нет такого ощущения, что появилось больше тех, кто занимается рукоделием. Просто в последнее время стало модно все нетрадиционное. Например, те же свадьбы. Люди поняли, что им хочется необычного.
- Заработать хорошие деньги на рукоделии — это реально?
- У меня есть и другие виды деятельности. Они не творческие — поддержка промо-акций, оформление магазинов. Все это чередуется. Но если бы я занималась только творчеством, то зарабатывала бы больше, чем сейчас, на нескольких работах. Имея ту базу, что сейчас у меня есть, можно развиться — обслуживать больше свадеб, проводить больше мастер-классов. На творчестве действительно можно достаточно зарабатывать. Но в такой работе надо учитывать настроение. У меня есть периоды, когда я не могу что-то делать, иначе это получится мрачно. А бывает, делаю заказ до семи утра, потому что приходит вдохновение. Это творчество, такая совсем не механическая работа.
- Сколько времени вам требуется, чтобы все подготовить к свадьбе?
- Обычно обращаются за два-три месяца. Но это в идеале. Бывает так, что приходят за месяц. А приглашения нужно рассылать заранее. Тогда работаю в темпе. Вот если обращаются вовремя, все делается постепенно. Сначала занимаемся приглашениями, потом - подарки гостям, бутоньерки, украшение зала. Когда у меня есть заказ по свадьбе, я полностью в него погружаюсь и люблю эти вещи, которые делаю. И мне настолько приятно отдавать их жениху с невестой! Это такие трогательные моменты, когда они готовятся к свадьбе, обсуждают, что и как сделать. Когда им нравится то, что они получают от меня. Знаете, я помню всех своих молодоженов.
- Всегда думала, что запоминаются лучше какие-то необычные свадьбы...
- У меня были красивые и необычные работы даже для людей, играющих классическую свадьбу. Там не существовало жесткой тематики, но работы были интересны как раз за счет стиля, который неуловим. Я просто влюбляюсь в свадьбу, когда в ней все сдержанно, стильно, красиво, элегантно. Много и необычных. Недавно была малиново-яблочная. Сочный малиновый и зеленый — это очень необычное сочетание для приглашений. Получилось тематически и все равно по-свадебному. То, что люди ко мне обращаются, не значит, что они обязательно ищут какой- то креатив. Просто им хочется красивую свадьбу. Иногда смотришь на невесту и понимаешь — ей пойдет классика. А по тем, кто делает тематические свадьбы, тоже сразу видно — это их образ, он им подходит. Поэтому очень хорошо, когда есть свадебный распорядитель, который уловит то, в чем люди будут комфортно выглядеть.


Партнеры