Елена Смирнова: Я не устаю танцевать

В следующем году ансамбль фольклорного танца «Карусель» отметит свой 30-й день рождения. И все эти годы руководит коллективом заслуженный работник культуры РФ Елена Смирнова. Завидное постоянство, не правда ли? А как достигается постоянство? Когда-нибудь Елена напишет об этом. Может быть, книгу. А пока — некогда.

Где живет душа России?
Сколько знаю Елену, удивляюсь — не меняется. Все такая же хрупкая девичья фигура. Милое лицо. Обаяние не уходит с годами. А ведь живет Елена не в Голливуде. В поселке Караваево. Косметические операции — ни к чему. Столичные диеты — тоже. Все заменяет ее работа.
- Елена, получается, что душа России живет в Караваеве? (Для справки: Елена Смирнова — лауреат премии  Правительства РФ «Душа России».)
- И в Караваеве — тоже. Она живет в русском танце, который мы с коллективом бережно храним.
- Храните, это точно. Три десятка лет — срок солидный для любительского коллектива, где все участники — дети и взрослые учатся, работают, а в ансамбль на репетиции приходят вечерами. Наверное, в каждом из них тоже живет душа России.
- А объясняется все просто: в каждом из нас она живет. В наших генах. И передается от отцов и матерей детям.
- Живет-то живет, спору нет, но чаще всего дремлет.
- А вот это тоже от каждого из нас зависит. Потрудиться придется. И немало. Иначе так в дремоте и остаться можно.

Мы тоже классика, только народная
- Чем же привлекает сегодня людей русский танец?
- А это как классика — всегда вне времени, всегда современна. Так и фольклор — та же классика. Только народная.
- Это вы точно подметили. Что из народной классики хранит «Карусель»?
- Да много всего. Особенно нашего, истинно костромского — пыщугский «трепак» и «козлик», вохомская «метелица», или «восьмера», павинская плясовая.

 

- Это — костромская классика?
- Костромская классика. Без сомнения.
- А с другой стороны, классика не терпит непрофессионализма. Наоборот, исполнение классики предполагает высокий уровень мастерства.
- Можно только подтвердить эту истину. Знаете, сколько нашим танцорам приходится «пахать»? До седьмого пота. (Для справки: в 2010 году ансамбль «Карусель» первым в Костромской области получил звание «Заслуженный  коллектив  народного творчества Российской Федерации»).
- Ну, у вас в «Карусели» до седьмого пота не только танцуют, но и играют.
- Верно. Настоящим подарком судьбы, считаю, нашего гармониста — Василия Носкова. Фонограмма нас не устраивает. Только живой звук. Он усиливает впечатление. Не забыть бы и художников по костюмам — Елену и Марину Медведевых.
(Для справки: художественный руководитель ансамбля «Карусель» Елена Смирнова много раз выезжала в область и за ее пределы, проводя мастер-классы. «От Мурманска до Сочи», - так сама она определяет географию творческих командировок.)

На месте не стоим и не сидим
- За эти годы «Карусель» показывала свое мастерство на различных площадках — в России и за ее пределами. Что памятного?
- Памятно многое. И концерт в костромской глубинке, где мы когда-то «подсмотрели» того же «трепака» или «козлика». И фестиваль в Германии, где наш коллектив представлял российскую культуру на юбилее города Магдебург. Да много всего за эти годы памятного и интересного. Если начать перечислять — места в газете не хватит. По сути, каждый год  концерты, фестивали, конкурсы. Как и должно быть в любом творческом коллективе.
- А куда собираетесь в этом году?
- Сейчас оформляем визы в Германию. Туда мы едем в июле. Это уже третья или четвертая наша поездка по приглашению немецких друзей.
- Значит, на одном месте не сидим и не стоим? Европу завоевываем.
- Знаете, когда ирландцы, турки, немцы — все в едином хороводе пляшут наши русские национальные танцы — слов не надо.
- Границы стираются?
- Их просто нет.

Когда дочка рядом
- Елена, знаю, что у вас в центре традиционного танца «Карусель» вместе с вами работает и ваша дочь Аня.
- Мне повезло. Моя дочь пошла по этому же пути. Когда-то она занималась в детской студии, затем училась в Орловском государственном институте искусств и культуры. Окончив, приехала домой, пришла в наш коллектив.
- Теперь она — директор вашего центра. Не рановато ли?
- Нисколько. Считаю, что чем раньше специалист войдет в курс, тем легче будет потом строить работу. Дочь — грамотный специалист. С красным дипломом четыре года назад окончила вуз. А директор она, действительно, молодой — всего год.
- Кроме того, Аня еще и руководит образцовым коллективом детской студии танца «Каруселька». Справляется?
- Да. Ей нравится работать с детьми. Между прочим, работа очень нелегкая. Ведь к нам в студию приходят разные дети. Мы никому не отказываем, и отбора какого-то специального не делаем. Хочешь научиться танцевать — пожалуйста. Потом ребенок и его родители сами решат — продолжать заниматься или нет.
- Значит, теперь вы сильнее вдвойне?
- Знаете, был момент, когда я даже отговаривала Аню от выбора нашей профессии. Объясняла ей просто: либо ставить цель — состояться в профессии, либо вовсе не начинать заниматься этим делом.
- Или — или? Вы и сама, видимо, такая категоричная. Либо пан, либо пропал?
- В нашей работе невозможно быть посредственным профессионалом. К тому же мы — люди публичные. Всегда на виду. Не каждый такое выдержит.
- Но Аня выбрала вашу, Елена, профессию.
- И я очень рада этому выбору. У нее другой подход. Более современный. Она может идти дальше, открывая русский танец, открывая Россию.

По секрету всему свету
- Неужели все тридцать лет с танцем? И не хотелось что-то изменить?
- Танец — это живое искусство. Клонов не существует. А вот, оказывается, танец, русский ли, американский ли, английский — имеет много общего.
- Интернациональный характер?
- Некоторые исследователи проводят параллель кадрили русской с кадрилью английской. Собственно, кадриль — это деревенский танец. Так это или нет — не буду утверждать, но, занимаясь столько лет танцами, убеждаюсь: рисунок, движения  - много общего. А исполняют их по-разному. Вот здесь и проявляется национальный характер. В танце он сразу виден.
- Елена, кому вы обязаны тем, что ваша творческая судьба так складывается?
- В первую очередь — мужу Володе. Он мой надежный тыл. Вы же знаете зарплаты работников культуры. Он всегда поддерживал и поддерживает меня. И спасибо ему за это.

Ирина СОЛОВЬЕВА
Фото автора

Партнеры