НАРОДный художник

Алексей Белых людей пишет просто и искренне

 

Без ложной скромности династия Белых известна в нашем городе даже человеку, от искусства далекому. Костроме несказанно повезло. Основатель династии Алексей Белых родился не здесь, но девяносто лет отмечает на костромской земле. И именно ей, ее природе, живущим здесь людям посвящено большинство его работ. Посмотреть на живую легенду на выставку отправилась корреспондент «СП-ДО» Людмила МАКСИМОВА.

Упрямый характер художника и независимость его от внешних обстоятельств отразились и в его жизни, и в его работах. Три автопортрета разных годов похожи в одном. В серьезном взгляде и складке между бровями, отражающей напряженный мыслительный процесс.
Любовь к природе и людям, которые эту природу олицетворяют, не случайна. Все-таки деревенский житель. Алексей Белых родился в деревне Крутец, рисовать начал, когда отец привез ему из города простой карандаш. А потом после войны поступил в Суриковский институт, хотя без среднего образования туда не брали. Невероятная история. Еще более невероятно, что Москва художнику надоела, и, просматривая список провинциальных училищ и институтов, куда требовались преподаватели, он выбрал Кострому.
В звании офицера-артиллериста прошел он через ад кровопролитных боев Великой Отечественной войны. Но эта тема практически не затрагивается в его творчестве. Война слишком страшное событие, чтобы его изображать, говорит художник. Поэтому на работах его – костромские ряды, освещенные солнцем, берега Волги, природа среднерусской полосы, памятники архитектуры Костромы.
Художник любит нестатичные состояния природы. Практически нет на его работах безмятежно голубого неба, оно - то с грозовыми тучами, то с алым закатом. Вода на реке движется под порывами ветра, а солнце дает настроение-освещение целой работе. «Весенний вечер» залит красным светом. Солнце садится за горизонт, освещая лишь верхушки деревьев, а остальной природе дарит ощущение уходящего дня. Даже несмотря на название работы «Беспокойный день», понимаешь – гулять бы в такую погоду не пошел. Угрожающе нависли над деревьями облака, по темной воде видно – ветер дует сильный. Вот-вот начнется гроза.
Особое место в творчестве художника занимают портреты. Отражающие простые сценки человеческой жизни, эти портреты самые искренние и настоящие. Бабушка в платочке, оказывается, Наталья Ильинична Белых. «Мать моя», - подписывает художник сзади холста. А суровый человек с топором в руках и добрыми глазами – это отец. Белая рубаха, такая же белая борода, лопоухие уши и нахмуренные брови. Такие же брови, как у самого художника. Наследственные брови – все время хмурятся, но при этом лицо остается добрым. Руки у отца большие, крепкие. «Он был столяр-краснодеревщик», - пишет художник сзади картины. И перечисляет шесть его сыновей, среди которых и он сам.
Трилогия портретов «Вера», «Надежда», «Любовь» вовсе не о знаменитом трио христианских добродетелей, а о главных женщинах в жизни художника. Жене Надежде, которую он встретил в институте (он преподавал, она была его студенткой), и двух дочерях – Вере и Любови.
В экспозицию включена культовая картина художника, написанная еще в 1964 году. «Лесоруба» Алексей Белых писал в Антроповском леспромхозе. Причем, прежде чем взяться за картину, сам работал лесорубом наравне со всеми. Пока не проникся их образом жизни, не понял их характера, и пока сами лесорубы не сказали ему «иди пиши, мы за тебя норму отработаем». На картине изображен ладный парень - костромич, раскряжевщик Шура Шапкин. Во время работы у пилы заглох мотор, в негодовании от неожиданно прерванной работы, выпрямившись, он сделал энергичный поворот в сторону моториста, одновременно послав в его адрес нелицеприятные слова. Художник сумел передать душевную прямоту и непосредственность своего героя, он отразил в этом, казалось бы, малозначительном эпизоде мировоззрение целого поколения – романтику, оптимизм и особое отношение к труду. Эта работа принесла ему звание заслуженного художника, а одна из ее вариаций была куплена американцами и уехала за границу.
Так художник работает с каждым портретом – не приукрашивает, не сглаживает противоречия, а стремится показать, что сам видит и ценит в жизни. Еще одна знаковая работа «На Волге» показывает сплав бревен по реке Волге к фанерному комбинату. В те годы, что она создавалась, в конце семидесятых, вся река была усыпана этими бревнами. Для картины художнику позировала его жена Надежда. С багром в руке, которым цепляют бревна, в красном платье и красном платке она стоит и смотрит вдаль уверенным целеустремленным взглядом. То, что художник изобразил женщину, когда переплавкой бревен в основном занимались мужчины, знаково для его творчества. Он никогда не идет по проторенному простому пути. Так и на картине «Пора сенокосная» изображен совсем не сенокос, а поле ромашек и девушка, стоящая посреди этого поля и гадающая по ромашке. Только приглядевшись, понимаешь, пора-то действительно сенокосная – вон, сзади вяжут снопы.
Алексей Белых графиком себя не считает, но стоит открыть любой его походный блокнот, удивишься мастерству его набросков. Поэтому и на выставке было решено представить несколько его графических работ. В основном опять же портреты – женщина в тулупе с поднятым воротником, который почти закрывает ей лицо, сам художник в шапке-ушанке. Буквально несколькими линиями он ловит настроение, а порой рассказывает целую историю. Работа «Михаил Колесов смотрит на свой этюд» - о поездке на творческую дачу. В небольшом наброске передана атмосфера и характер изображенного человека. В валенках и галошах (на творческие дачи ездили в любое время года и в любую погоду), развалившись на постели, художник рассматривает свою работу и хвалит сам себя. «А что? Ничего!» - говорит Колесов. Как говорится, сам себя не похвалишь… А вот Алексею Павловичу это ни к чему. Народные и заслуженные, они народ такой, скромный.
Посетить выставку можно с 4 июня по 3 июля.

Партнеры