Свидетели истории

В Свято-Троицком Ипатьевском монастыре открылась выставка уникальных исторических документов

Открытие такой выставки – событие уникальное. В ней – история всей страны. Архивистам удалось сохранить не просто историю, а эмоции людей той эпохи. В документах, написанных на красивом и непонятном старославянском языке, можно почувствовать эмоции тех людей, которые их создавали. Страх, отчаяние, гордость и надежду по документам читать отправилась корреспондент «СП-ДО» Людмила МАКСИМОВА.

 

Открытая в стенах монастыря выставка по определению не может быть светской. И хотя посвящена она теме светской — восстановлению российской государственности и окончанию Смуты, эти события она рассматривает под иным углом. Главная задача выставки – показать неразрывную связь русского народа и православной веры.
Посетители смогут увидеть копии раритетов XVI – XVII веков из фондов Российского государственного архива древних актов и архивов Костромской, Нижегородской и Ярославской областей. На выставке много подлинных экспонатов — книг, икон, церковных вещей — из фондов Церковного музея в Ипатьевском монастыре.
Выставка посвящена трагическим страницам российской истории начала XVII века. Она рассказывает о том, как в тот момент наши предки смогли преодолеть это смятение и вернуться к своим отеческим, историческим и духовным истокам. Ее уже назвали событием государственного значения. Кострома здесь представлена как часть Российского государства. Представленные документы дают возможность проследить все этапы Смутного времени от истоков до его окончания.
Первый раздел выставки рассказывает о Смуте: о стихийных бедствиях и народных восстаниях, осложненных иностранной интервенцией, о появлении самозванцев, жаловавших иноземцам русские земли. Эксклюзивные документы рассказывают о том, сколько русских земель и денег из казны обещали лжецари иностранным покровителям. О том, как хотели ввести католичество. Рядом с документами о закрытии православных церквей лежат христианские крестики XVII века, найденные в Новоспасском монастыре — усыпальнице рода Романовых, и Евангелие 1606 года. Этот контраст подтверждает, что веру из русских людей не искоренить никакими средствами. Смута затронула и костромские земли: в 1609 году многие костромичи погибли при осаде Ипатьевского монастыря, сражаясь против засевших в обители приверженцев Лжедмитрия II.
Второй раздел выставки посвящен формированию Народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и «очищению» в октябрьские дни 1612 года Москвы от интервентов. Кострома и здесь не осталась в стороне. В грамотах князя Пожарского 1612 года упоминаются знакомые костромичам наименования: Фоминское на Шаче, Медведково Костромского уезда. Здесь же представлены грамоты Земского собора — окончательная победа над Смутой не мыслилась без избрания царя. В монастыре, где сейчас расположена выставка, четыреста лет назад, весной 1613 года, шесть часов подряд звонил колокол и слышались молитвы. Это Михаила Федоровича уговаривали принять русский престол.

Уговорили. И уже в третьем тематическом разделе представлены материалы о царствовании Михаила Фёдоровича: заключении мирных договоров, политике всеобщего согласия и единения вокруг царской власти. В царствование Михаила Федоровича по инициативе патриарха Филарета были канонизированы многие русские святые подвижники, среди которых особое место принадлежит костромским святым: преподобным Макарию Унженскому, Иакову Железноборовскому и Авраамию Галичскому. Посвященные им иконы показаны на выставке. Патриарх Филарет заботился о чистоте Православия, о духовном просвещении, много внимания уделял печатанию богослужебных книг. Царь тоже был очень просвещенным, и в свободное время много читал. Церковный музей хранит большую коллекцию книг печати времен царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета, а также вкладных царских книг в костромские храмы и монастыри. На одной из вкладных книг красивым почерком выведено - «Михаил Федорович».
На выставке представлены иконы, которые в буквальном смысле помогали костромичам в деле преодоления Смуты. Казанская икона прошла путь освобождения вместе с Мининым и Пожарским и стала символом народного ополчения. Святые иконы, посвященные святителю Николаю Чудотворцу, которому на Руси молились во время голода, разорений и войн, святому мученику Дмитрию царевичу, Пресвятой Троице – покровительнице Ипатьевской обители. Есть две родовые иконы дома Романовых. Одна из них, Богоматерь Знамение, была родовой иконой боярского рода Романовых, вторая, известная всем Феодоровская икона Божьей Матери, - икона уже царского рода.

Показали и уникальные вклады — пелену Ирины Никитичны Годуновой, вложенную по душе мужа, убитого Лжедмитрием II; шитую золотом епитрахиль, переданную Богоявленскому монастырю Дмитрием Пожарским. Глядя на выставленные железные кресты и не подумаешь, что их носили на шее. Такие вериги весом около сто тридцати килограммов носил Иринарх Затворник, старец Борисоглебского монастыря, благословивший Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского на благое дело освобождения народа.
Один из ценнейших экспонатов – писцовая книга по Костроме 1628 года. Ее подлинник привезли сюда только на день открытия выставки. В ней описаны все земли и дворы с целью обложения их налогом. Фактически каждый житель – дворовладелец Костромы указан в книге. Это – раритет, документальный рассказ о начале царствования Михаила Федоровича. При нем Кострома занимала третье место после Москвы и Ярославля в Замосковном крае по числу посадских дворов – их было 1540. Город славился мыловарами, кузнецами, рыболовами, каменщиками. Один из документов рассказывает о потреблении костромского мыла в царском дворе. В обиходе патриарха костромское мыло использовали наравне с греческим, покупали его в царский дворец, в государеву мыленку, для стирания государева белого платья.

Партнеры