Ночь, улица, спорт-байк, задержка

«Ох уж эти двухколесные», - вздыхает бабушка на остановке в Якиманихе вслед очередному байкеру на мощной «Ямахе». Мотоцикла давно и след простыл, а рев от выкрученного до предела двигателя еще минуты две звучит в ушах всех, кто ждет автобуса.
С наступлением тепла на улицах Костромы вновь появились мотоциклы, мопеды и скутеры. Вновь по ночам мы начинаем просыпаться от пронзительных завываний японской и китайской чудо-техники, летящей по улицам, превышая все допустимые скоростные ограничения. Вновь в сводках о происшествиях то и дело мелькают сообщения о разбившихся байкерах и других пострадавших с их участием.
Бороться с этим злом чрезвычайно сложно, здесь не обойтись обычным нарядом ДПС - нужна спецоперация. На таком рейде, организованном ГИБДД, мне и довелось побывать несколько дней назад.

 

Нормальные герои иногда идут в обход
Обычному наряду дорожно-патрульной службы ГИБДД задержать нарушителя на мотоцикле сложно. Ни одна иномарка не угонится за маневренным двухколесным монстром. Мощность двигателей современных спортивных байков такова, что до ста километров в час они разгоняются за три-четыре секунды, это в несколько раз быстрее обычного автомобиля.
Мгновение – и мотоцикл скрывается из поля зрения. Да и небезопасно устраивать такие погони. Дороги у нас далеко не идеальные: малейшая яма на огромной скорости может запросто стать последней в жизни мотоциклиста. А превратиться в виновников гибели человека сотрудникам ГИБДД совсем не хочется. Поэтому обычные патрульные экипажи, как правило, стараются не устраивать байкерам гонки. Последние прекрасно это понимают и порой беззастенчиво и даже нахально пользуются данным обстоятельством.
Но бороться с нарушителями все равно нужно, ведь безнаказанность порождает еще большую безнаказанность. В ГИБДД решили действовать скрытно.
На вечер пятницы 17 мая в городе было назначено проведение специальной операции по выявлению нарушителей на двухколесной технике.
В 21.00 от здания управления ГИБДД в разные концы города отправились двадцать экипажей. Автомобили — внешне обычные легковушки, сотрудники полиции в гражданке. Задача каждой группы - обнаружение нарушителей и скрытое их сопровождение. Задержание только в момент остановки.
Мне повезло оказаться в компании заместителя начальника межрайонного отдела технического осмотра Ивана Волгина, а также старших инспекторов отдела административной практики Виталия Евдокимова и Сергея Зайцева. Все они люди опытные, не один год проработавшие в ГИБДД, и дело свое знают отменно.
Путь наш лежал в микрорайон Давыдовский. Именно там возле крупных торговых центров любят собираться по вечерам любители экстремальной езды.

Эффект неожиданности
Нам пришлось сделать несколько кругов вокруг давыдовских многоэтажек, прежде чем в сереющих сумерках мелькнули габаритные огни шикарного «Харлея».
Обычно владельцы «круизеров», так называют одну из разновидностей тяжелых, эффектных, покрытых большим количеством хрома мотоциклов, не превышают скорость. Их удел - степенная, неспешная езда. Правда, владельцы этих красавцев не любят пользоваться шлемами, но тем не менее сотрудники ГИБДД относятся к ним вполне лояльно. Хозяева «круизеров» в основном люди спокойные, рассудительные и абсолютно адекватные. Но в данном случае на мотоцикле отсутствовали номера, а это уже серьезный повод, чтобы обратить на него внимание.
Блестящий, переливающийся огнями стоп-сигналов мотоцикл ехал по улице Профсоюзной, и мы пристроились ему в хвост. На конечной остановке первого автобуса мотоциклист свернул на стоянку. Едва он поставил ноги на землю, как рядом появились трое в штатском.
- Здравствуйте, инспектор ГИБДД Евдокимов, ваши документы, пожалуйста, - появление сотрудников полиции для мужчины стало полной неожиданностью.
В ходе разбирательства выяснилось, что Андрей, хозяин красавца «Харлея», не так давно приобрел мотоцикл в Белоруссии, пригнал его, но поставить на учет не успел -  времени не хватило.
- На днях собираюсь поехать в ГИБДД, документы все готовы и пошлины оплачены, - говорит он.
По словам инспекторов, злого умысла у владельца мотоцикла нет. Документы в порядке, но нарушение есть нарушение, и штраф за отсутствие регистрации, от 300 до 800 рублей, в любом случае неминуем. Разбираться с нарушителем мы оставляем официальный патрульный экипаж, а сами едем дальше.

Преследовать бессмысленно
На Кинешемском шоссе навстречу экипажу медленно двигается белый спортивный байк. Как только он проезжает мимо, мы замечаем, что на нем также отсутствуют номера. Встречный поток мешает развернуться, но вот появилось «окно», и наша машина резко поворачивает. Мотоциклист оглядывается и замечает наш маневр.
- Похоже, прокололись, - досадливо морщится Виталий Евдокимов. Но мотоциклист не торопится, едет медленно прямо перед носом нашего автомобиля.
- А куда ему торопиться, - говорит Иван Волгин, - ручку газа повернул, и поминай как звали.
Надежды, что байкер остановится и можно будет его задержать, практически нет, но отработать ситуацию все равно нужно. Мы доезжаем практически до поворота на Караваево. Мотоцикл резко срывается и на огромной скорости уходит в сторону Красного. Преследовать его смысла нет.

Китайский камуфляж
На обратном пути на перекрестке Кинешемки и улицы Индустриальной замечаем еще один мотоцикл без номера. Водитель и пассажир без шлемов.
- Скорей всего, это китайский мопед, стилизованный под мотоцикл, поэтому и номера нет, - замечает Сергей Зайцев, - но проверить надо.
Мотоцикл сворачивает к продуктовому магазину, мы едем за ним. Задержали ребят, когда они, закупившись продуктами, вышли из магазина и запустили двигатель своего двухколесного друга.
В представленных документах на мопед «Сигма», если инструкцию по эксплуатации с гарантийным талоном можно назвать документом, объем двигателя указан в 49 кубических сантиметров. Хотя даже человеку, не слишком сведущему в технике, невооруженным взглядом заметно, что объем здесь значительно больше.
Поясню, что по закону без водительского удостоверения можно управлять мопедами и скутерами, объем двигателей которых не превышает 49,9 кубических сантиметров. Все, что больше по объему - требует прав. Но недобросовестные китайские производители в гарантийных талонах занижают реальный объем двигателя.
На интернет-сайтах таких продавцов прямо говорится: «SIGMA Sport», популярный и самый востребованный мотоцикл со статусом мопеда. Двигатель: объем-125 см3, документы на 49,9 см3. Регистрация в ГАИ и права не требуются».
К сожалению, чтобы доказать откровенное жульничество, нужно заводить уголовное дело и проводить техническую экспертизу. А это уже прерогатива следственных органов.
В результате нарушители отделались лишь штрафом в 200 рублей за езду без шлема.

Алексей ВОИНОВ
Фото автора

Партнеры