С мЭтровой высоты

взглянул на костромские проекты в сфере музыкального искусства Валерий Гергиев


И оценил – без всякого снобизма: художественный руководитель легендарного Московского Пасхального фестиваля костромскому Мусинскому фестивалю обещает поддержку и личное присутствие. Устроитель процветающего концертного зала Мариинки бывшему ДК «Патриот» предсказывает будущее Дома музыки и продумывает концепцию его развития. Притом что заезжает в Кострому всего на шесть часов – и вроде бы одной «Русалки» Даргомыжского ради: в минувшую субботу директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев побывал в нашем городе с культурным визитом. О том, как и почему культурная миссия маэстро 11 мая превратилась в миссию деловую, – корреспондент «СП-ДО» Дарья ШАНИНА.
Все (на вокзале субботним утром мэтра встречают местные чиновники, музыканты и журналисты) знают: Гергиев едет в Кострому с культурной миссией. В рамках двенадцатого Московского Пасхального фестиваля привозит в город, в котором не был девять лет, концертный вариант «Русалки» Александра Даргомыжского. В провинции устраивает благотворительный показ оперы, которую всего через две недели презентует в Петербурге – на Новой сцене Мариинского. И все как будто забывают об этом. У поезда с надписью «Московский Пасхальный фестиваль» – о фестивале в последнюю очередь. За час до начала «Русалки» – про «Русалку» только вскользь. С худруком Мариинки – о Мариинке ни слова. Костромичи начинают разговор с Валерием Гергиевым не с «высокого» – с делового. И очень личного: как поддержать развитие музыкального искусства в среднестатистическом  российском городе, спрашивают прямо на перроне. И Гергиев отвечает. Уточняя, правда: не в среднестатистическом. Кострома – город особенный. По крайней мере, в судьбе самого дирижёра.

 


Не потому, конечно, что в 2004-м, отыграв здесь «Жизнь за царя» Глинки, «мариинцы» поехали в Нижний и... заблудились. После оперы на «сусанинский сюжет» несколько часов под Костромой плутали – смеётся Гергиев. А затем добавляет уже серьёзно: «Кострома – великий, красивый русский город. Который страдал даже больше других городов, когда разрушали храмы. Поэтому и восстанавливать вам нужно очень многое». И очень многое хранить: память о костромиче Илье Мусине, создавшем ленинградскую дирижёрскую школу, например. Даже возглавив один из крупнейших российских театров оперы и балета, для Ильи Александровича Валерий Гергиев всё равно оставался студентом консерватории: с уважаемым наставником – признаётся – советовался постоянно. Вот именно поэтому Кострома – особенная. И именно поэтому Пасхальный фестиваль, приезжающий сюда во второй раз за последние десять лет, похоже, не цель. Скорее повод: на родину своего великого педагога Гергиев прибывает, чтобы помочь. Советом – как минимум.
«Я думаю, что сегодня важно создать такой комплекс, который сможет отвечать интересам костромичей», – первое, чем маэстро делится с журналистами. Со знанием дела говорит об одной из самых серьёзных проблем Костромы музыкальной – о проблеме площадок. Профессионалы давно сетуют: в «Губернском» превосходно звучит попса. Не звучит классика: акустические параметры экс-«Текстильщика» оставляют желать лучшего. На сцене филармонии полный состав симфонического оркестра помещается с трудом, не говоря уже о том, что даже немасштабному оперному проекту на филармонических подмостках тесно.
И это в двадцать первом веке, когда от «порядочных» концертных площадок разве что автоматических трансформаций пока не требуют. «Как музыканты, объездившие весь мир, мы примерно представляем, что такое по-настоящему хорошая площадка. Это комплекс, совмещающий функции и театра, и концертного зала», – объясняет создатель ставшей притчей во языцех «Мариинки-2». Почти восемьдесят тысяч квадратных метров, семь наземных и три подземных этажа, главная, репетиционная и арьерсцены – второй Мариинский действительно поражает.

 


Первый костромской Дом музыки тоже может стать идеальной площадкой для репетиций и концертов губернского симфонического оркестра и превосходным брендом для региона – не сомневается Гергиев. Тем более что потенциал колоссальный: отремонтированное здание бывшего Дома культуры «Патриот» – как раз для музыкального применения. Это знаменитый дирижёр констатирует прямо на месте: инспектировать экс-ДК едет лично – сразу после полуторачасовой «Русалки».
И в «патриотических» стенах заводит очень патриотичный разговор: если Дом музыки в Костроме всё-таки случится, в его стенах должны обосноваться не только взрослые профессионалы, но и дети. Воспитать поколение музыкально образованных россиян Валерий Гергиев считает персональным долгом. И серьёзной миссией всего артистического сообщества страны. Которую Мариинский театр, кстати, прилежно исполняет: «Спектакль для детей «Волшебная флейта» за неполные шесть лет прошёл у нас, наверное, раз двести — двести пятьдесят. И на каждом присутствовало около тысячи маленьких зрителей. Если вы вдумаетесь, это колоссальное завоевание: двести тысяч детей только в одном городе познакомились с оперой Моцарта», – не без гордости сообщает художественный руководитель легендарного петербургского театра. И предлагает ещё одну, правда, несколько иную, детскую «тему» – теперь уже для Костромы: помимо образовательного центра при Доме музыки нужно организовать хор, состоящий исключительно из юных дарований. Он непременно зазвучит, причём на весь мир: поющие маленькие костромичи ведь ничем не отличаются от голосистых маленьких москвичей, лондонцев и нью-йоркцев. Кому, как не Гергиеву, знать об этом наверняка: в минувшем феврале маэстро возглавил Всероссийское хоровое общество.
Когда же мэтр снова навестит наш город, точно не известно: если судьба бывшего ДК «Патриот» сложится так, как предсказывает сам худрук Мариинки, уже через год на сцену костромского Дома музыки он обещает привезти балетный спектакль в исполнении своего знаменитого коллектива. А может быть, звездой мировой музыки пополнится состав жюри конкурса молодых дирижёров имени Ильи Мусина: во время встречи с губернатором Сергеем Ситниковым Гергиев гарантировал всяческую поддержку фестивалю и творческому соревнованию, носящим имя выдающегося педагога. А вот лично присутствовать на музыкальном форуме, который стартует уже в нынешнем октябре, Валерий Абисалович просто пообещал, добавив: «Возможно».

Партнеры