Русское народное

искусство представили дети в выставочном зале Союза художников

На этой выставке у вас рассеются мифы. О том, что одеяла из лоскутков только у бабушек хватает терпения шить, о том, что молодое поколение историю забыло, и наконец, о том, что, дескать, это не искусство — панно да куклы-берегини. Еще какое искусство. В то время как идет тенденция к индивидуализации, дети, то самое индивидуализированное поколение, возвращаются к русскому народному искусству. Посчитать, сколько разноцветных лоскутков на самом большом панно, на выставку отправилась корреспондент «СП-ДО» Людмила МАКСИМОВА.

 

Сани, запряженные тройкой, птицы сирины, гербы и храмы — вокруг российские символы и русские мотивы. Юбилейную выставку детско-юношеский центр «Ровесник» посвятил народной теме. Как будто юбилей не центра справляют, а российской государственности. Отобрали лучшие работы, в массе своей тематические, посвященные династии Романовых или юбилею Костромы.
Центр представил все направления своей деятельности. От основных, существующих с самого образования, - это лоскутное шитье и глина, до современных - витража, аппликации из кожи, лепки из пластика и судомоделирования. Все, чем занимаются в его стенах уже двадцать лет. Сейчас в центре больше десятка кружков, в которых занимаются школьники. Они не только постигают азы старинных ремёсел, но и знакомятся с народными традициями.
Основа экспозиции — декоративное искусство. Лоскутные одеяла, пластика, графика. Огромные панно занимают собой все стены выставочного зала. Сколько усердия надо вложить в одну вещь, сделанную из множества разноцветных лоскутков! Казалось бы, не хватит у ребенка усердия. Нет, хватило. У панно «Лето» на полосках нет ни одного повторяющегося лоскутка. И вышивка такая, какую раньше при свечах на вечерних посиделках делали. Сюжеты – цветочные, ткани – яркие, как луг, и натуральные. Много льняных, у которых ниточки как прожилки на цветах. Много красных оттенков. Ведь красный на Руси значил «красивый». Все ткани подходят по цвету, а вместе образуют смысловую композицию. Как, например, одеяло «Славься, Оте-
чество!» со звездами, рассыпанными по всей поверхности, и лоскутами защитной расцветки, «Кострома-Костромушка» с вышитыми сказочными птицами и деревьями или «Колокольчики» с привязанными обрядовыми куклами.
Традиционно русские круглолицые обрядовые куклы – в ярких платках, сарафанах и обязательно фартуках (все, как на Руси ходили), и каждая имеет свое значение. Традиционные русские куклы-обереги с завязанными узелочками - для благополучия. Куклы-колокольчики со стоячими круглыми юбками, действительно похожими на колокольчики, — для радости и веселья. Куклы-крупенички крупных размеров, как маленькие столбики с квадратной головой, наполнены крупой - для богатства. Они похожи на детей, которых родители отправили погулять зимой и укутали, как капусту, так что они стали неповоротливыми. Все они выполнены определенным образом. Многие - без применения ножниц и иголки. Ткань рвут, нитки отрывают, перематывают, завязывают. У этих кукол нет лица. Считалось, что если его изобразить, то в куклу вселится душа. И это может быть не только добрый дух, но и злой.
На выставке есть целая серия петровских свистулек. Это исконно костромской промысел. Целая серия «Коляда» парней и девушек с гармошками и жалейками. Они играют в двух плоскостях, с двух сторон. Еще одна работа посвящена этому языческому празднику. Глиняный барельеф представляет его мифическим событием, когда вместе собираются девушки с подсолнухами и стражники с топорами, а рядом, в окошках дома, разыгрываются целые сценки. На еще одной работе - «Кадриль». Не та французская бальная кадриль, а сельский танец, из которого бальный и образовался. Светловолосый парень с дудочкой, похожий на Леля, «кадрит» девушку с длинной русой косой в расшитом красном сарафане.
В «Ровеснике» существует культурный центр Ефима Честнякова, поистине народного художника. По мотивам его сказок созданы работы «Буренка» и «Сергеюшко». Народность есть даже в их названиях, когда вместо зоологического «корова» появляется ласковое «буренка» и вместо паспортно-официального «Сергей» имя такое, какого современные дети слыхом не слыхивали. «Буренка» - это, кстати, пальчиковые куклы из глины, которые делали шестилетние ребята. Еще одна «пальчиковая» композиция – по сказке «Колобок». Без пальчиков, на которые должны быть надеты кукольные головы, они, конечно, необычно смотрятся.
Работы, где разыгрываются исторические сцены, занимают значительную часть экспозиции. Глиняный Михаил Федорович «Под звон колоколов» (именно так называется работа) выходит из Ипатия навстречу народу, который встречает его хлебом-солью. Золотые купола блестят на солнце, а царь, стоящий на заднем плане, размерами больше, чем люди на переднем. Но в этом и есть прелесть детских работ. Если бы так сделал художник, это нарушение размеров сочли бы за художественный прием, а так – в этом детская наивность и одновременно народная вера в то, что царь-батюшка - наше все. Также нарушает все земные пропорции Сусанин: выше леса, выше гор и поляков выше на полголовы. Вот он, крепкий русский мужик. Сразу понятно: поляки его только количеством и взяли. Куклы из пластика, почти как живые, разыгрывают сценку «Гонец с известием для юного Романова». У каждой свое выражение лица, и они очень искренни в своих эмоциях. Мать будущего юного царя чуть со стула не падает от известия, что его забрать хотят.

 

Про основу русского самосознания, христианство, тоже не забыли. На аппликациях из кожи — Ипатий и часовня Ивана Сусанина. Кожа придает работам необычное восприятие через разность фактур, она то гладкая и блестящая, то матовая и шершавая.
В других работах Россия показана не через страницы учебника истории, а через личные впечатления, маленькие детали, которые у каждого русского ассоциируются со своей страной. Корова, жующая сено и хвостом отмахивающаяся от мух, или, как ее ласково назвал автор, «Буренушка», как из стихотворения Некрасова. Глядя на ее грустные глаза, так и хочется вспомнить: «Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах…». Или вот пластиковые деревенские парни. Первые парни на деревне, судя по названию, а такие смешные, с взъерошенными волосами и нелепыми улыбками. Так и напрашивается вывод – чтобы иметь успех у девушек, надо просто быть веселым. Рисунки котов, казалось бы,  какое отношение к народности имеют. А имеют. И самое прямое. Кот – традиционное русское животное, мурлыкающее, ворующее сметану и защищающее дом от мышей. И даже цветы из бисера или квиллинга – это не заморские орхидеи, а русские ромашки.
Лодки и корабли несколько выбиваются из общего фона работ. Хотя они тоже патриотичны – все сделаны по моделям русских военных кораблей. Они либо повторяют исторические модели, либо мастерятся по образу и подобию, учитывая все детали. Все модели ходовые, в рабочем состоянии и проплыть могут больше трех метров. На выставке представлены настоящие и будущие участники соревнований. Так, самая большая модель, длиной 1,25 метра, подводная лодка ЕЛ-1250 готовится к соревнованиям на пруду Берендеевки. Кстати, несмотря на то что судомоделированием занимаются в основном мальчики, эту подводную лодку сделала девочка.

Партнеры