Неповторимые

В Костроме открылся музей старинных кукол и игрушек

Это хобби называется сложным словом плангонология. Коллекционированием кукол костромичка Надежда Шейко занимается так долго, что уже накопилось на целый музей. Причем музей уникальных игрушек. Это сейчас у всех девочек куклы одинаковые, штампованные, и у корреспондента «СП-ДО» Людмилы МАКСИМОВОЙ такие же были. А раньше лицам кукол придавали особенное выражение — вздергивали и хмурили брови, кривили рты, делали высокие лбы. Более того — ни одно лицо не повторяли.

 

 

Плюшевый медведь сидит на старом сундуке. В такой же сундук, наверное, когда-то складывали игрушки маленькие дети последнего русского царя. Кстати, куклы у них были в точности такие же, что представлены на выставке. Правда, они чаще стояли на полках. Царским детям разрешалось играть в куклы только по праздникам и всего несколько часов. В остальное время – развивающие игры. Да, Николай II был строгим папой.
Быть добрыми пап призывали на открытии музея маленькие пухлощекие девочки в платьях принцесс. «Папы куклы дочкам покупайте» в стихотворной форме, а не как обычно канючить: «Па-а-ап, ну ку-у-упи».
У этих кукол необычные лица. У каждого — свое выражение, свои черты. Все лица - не кукольно идеальные, а неправильные, порой, с нарушением пропорций. Видеть таких характерных, непохожих кукол – непривычно после современных, штампованных  и идеальных. Когда-то, в XIX-XX веке, куклы были такие, что одинакового лица не найдешь. Все потому, что головки для них делали небольшими партиями — по десять штук. Какие-то разбивались, и так как ни одну из них не повторяли, куклы становились уникальными.
И названия у них были необычные — например, немецкая «Кукла в красном платье с флиртующими глазами» — которые сразу характер передают. А выражения лиц у этих кукол, действительно, такие, что детям на них можно взаимоотношения полов объяснять. Как посмотреть на мальчика, чтобы он с тобой познакомился. Еще один вид кукол, которых всегда с озорными глазами делали, - купидончики Кьюпи.
Сегодня в фондах музея более двух тысяч экспонатов. Триста из них — антикварные куклы из Англии, Германии, Франции и Испании. Хозяйка коллекции помнит, как в ее детстве хорошую куклу было не достать. В витринах магазинов стояли дорогие, немецкие. А ей самой приходилось играть в самодельных, бумажных. Начала собирать кукол для души и коллекционером себя не считала. Пока однажды не купила антикварную куклу немецкого мастера Арман Марсаля 1925 года. С тех пор все покупки откладываются в сторону. Все сбережения Надежда Шейко тратит на кукол, некоторые из которых имеют неимоверную цену. Она рассказала, как брала чемодан и ехала в Германию, искать кукол по блошиным рынкам, антикварным магазинам, а особенно редких — на аукционах.
В коллекции есть и винтажные куклы — это те, кому от двадцати до семидесяти лет. Но основа, конечно,  - антикварные, которые сделаны до 1930 года. Их нельзя вывозить из страны. Коллекционер поделилась секретом: она не летает на самолетах, только ездит на поезде. Иначе ее два чемодана и тележка на колесиках просто не пройдут таможенный контроль.
Одну куклу для коллекции Надежда Шейко нашла в Костроме. И не где-то в антикварном магазине, а в семье, где в нее играли по очереди мама, дочка и внучка. И несмотря на активную эксплуатацию, семидесятилетняя и семидесятисантиметровая кукла немецкого фабриканта Даниила Кестнера сохранилась в прекрасном состоянии. Да еще и в родной одежде, желтом платье с вышивкой, и дополнительным комплектом с пончо.
Коллекционирование антикварных кукол - не ребячество. Они - настоящее произведение искусства, дорогое и авторское. Раньше у каждой куклы был свой мастер. То, что раньше над куклами трудились настоящие мастера, видно по небольшим куколкам. В буквальном смысле  - с ноготок. При этом и лица, и тела, и волосы — все проработано, даже приклеена накидка из кружева.
Самая старинная кукла музея сделана немецким фабрикантом Даниэлем Кестнером. Это турчанка в одежде 1890 года. Самые дорогие куклы — французские. В коллекции Надежды Шейко таких — четыре. Популярной в XIX веке была трехликая кукла со спящим, зевающим, и радостным, проснувшимся лицом. Редкая и сделанная по необычной технологии кукла Миневра из Америки — у нее металлическая голова из латуни, покрытая эмалью. Другие, итальянские куклы Ленчи, - из фетра. Хотя они очень старые и из непрочного материала, сохранились в отличном состоянии, причем в родной одежде.
Одна из редчайших – восковая кукла с маленькой головкой и совсем короткой стрижкой английского мастера Пьеротти, XIX века. Она сидит в старинном белом крестильном платье, очень длинном, с оригинальной игрушкой-погремушкой, которую удалось сохранить. Вообще кукла в своей одежде — редкость. В иных случаях приходится самим одевать куклу по моде того времени, искать старинные ткани, кружева.
Русские мастера тоже могли кукол делать. Так, на знаменитом фарфоровом заводе Дунаева выпускали и фарфоровых кукол. Их мастерили и на других заводах. Правда, потом советская власть решила, что такие куклы — пережиток буржуазии. Заводы, которые их производили, стерли с лица земли, а фарфоровым куклам разбили головы. Старинные русские куклы стали редкостью, стоят они очень дорого и достать их трудно. У хозяйки коллекции таких нет. Зато есть «Мальвины» с голубыми и розовыми волосам Ивановской фабрики игрушек и московской фабрики «8 марта». Их все знают — играли в детстве. Но сейчас эти фабрики закрыты, а куклы стали редкостью. В отличие от антикварных, у которых и качество соответствующее, и даже волосы натуральные, советские плохо сохранились.
В музее представлены и другие советские игрушки — металлические машинки, заводные петухи, стеклянные елочные игрушки, которые до сих пор, как привет из детства, на наших елках висят, и деды морозы с бородой из ваты. Ностальгические для многих посетителей. Да и для самой хозяйки. Это игрушки ее детства. За ними не приходилось ездить в другие страны, они не стоят неимоверных денег, но для любого сорокалетнего они станут воспоминанием о том, как они были советскими мальчишками и девчонками.
Надежда Шейко коллекционирует не только старинных и антикварных кукол, но и современные сувениры, привезенные из разных стран и сделанные, естественно, в виде кукол. Каждая такая — отражает традиции своей страны. Так, две куклы с острова Бали, с вытянутыми телами, длинными носами, покрытые золотом и всяческими украшениями, а куклы из Бирмы имеют беленые щечки.

Партнеры