Андрей Шатунов: Нам нужен мир. Желательно весь!

Сегодня в нашей гостиной сразу два героя-подводника:  капитан второго ранга Андрей Шатунов и его «боевой товарищ»  - прославленная лодка Северного флота «Кострома».

Одна из атомных подводных лодок 945-го проекта «Барракуда» сразу после спуска на воду в 1986 году получила прозвище «Краб». Это название ей дали в честь первого русского подводного минного заградителя. Главным достоинством подводного крейсера стал титановый корпус. Лодку практически не «замечали» магнитные мины, он могла опускаться на огромную глубину.
В «лихие девяностые» под велеречивые увещевания наших вероятных «друзей» из-за океана мощь и гордость военно-морского флота безжалостно уничтожалась. Американцы готовы были платить наличными - лишь бы мы порезали на металлолом грозные боевые корабли. «Крабу» повезло: он не только остался жив, но и получил гордое название «Кострома».
Немало достойных людей жили и служили на этом корабле. Один из них - потомственный моряк, заместитель командира лодки Андрей Шатунов.

Найди меня, если сможешь
- Почему именно военно-морской флот?
- Во-первых, у меня отец был моряком. Он работал спасателем, поднимал затонувшие суда со дна Черного моря. Во-вторых, с самого детства я грезил подводными лодками. Книги читал, фильмы смотрел и мечтал стать подводником.
- Когда вы пришли на флот?
- В 1981 году я закончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. В том же году распределился на Северный флот в Видяево. Меня назначили командиром электро-технической группы подводной лодки К-74. И буквально через десять дней ушел на два с лишним месяца в автономку.
- Знали, куда отправится ваш корабль?
- После выхода с базы командир сообщил: конечная точка нашего маршрута - Средиземное море.
- Сколько длился переход?
- Две недели туда, две недели обратно и чуть больше месяца на дежурстве.   
- Корабли и воздушный флот НАТО наверняка знали о вашем походе и следили за лодкой?
- Да, но после Гибралтарского пролива нам удалось обмануть их и скрыться. Для американцев и их союзников это был весьма неприятный сюрприз. В то время в Средиземноморье дежурили авианосец «Нимиц» и линкор «Нью Джерси». Их командование не могло допустить, чтобы поблизости тайно находилась советская подлодка. Ведь в случае конфликта мы могли уничтожить оба флагманских корабля. На уши тогда поставили всех. Авиация, корабли охранения, подводные лодки - все бросили на поиски нашего подводного крейсера. Но у них ничего не вышло.
- Плавать приходилось не только в Средиземноморье?
- Еще одним местом нашего дежурства была Северная Атлантика. Несколько раз близко подходили к военной базе НАТО в Норфолке.
- Говорят, советские лодки значительно шумнее американских. Им сложнее было скрыться.
- Это касалось только первых лодок. Шум издавали работающие механизмы, наибольший из них - гребные валы. Американцы их точили глубоко под землей, где исключена любая вибрация. А у нас - в обычном цеху на судостроительном заводе. Но «Кострома» по шумности уже не уступает натовским подводным кораблям.

Один ноль в нашу пользу
- Когда вы впервые поднялись на борт подводной лодки «Кострома»?
- В 1994 году меня назначили заместителем командира лодки по воспитательной работе.
- Она действительно так хороша, как о ней пишут?  
- Да, это уникальный корабль. Основное назначение атомной подводной лодки проекта 945 «Барракуда» - слежение за подводными ракетоносцами, группами надводных кораблей и постановка минных заграждений. В случае необходимости «Кострома» может нанести торпедный или ракетный удар и гарантированно уничтожить находящийся поблизости флот противника.

 


- Известно, что корпус лодки изготовлен из титана. Этот материал очень дорог. Почему конструкторы применили именно его?
- Титан - очень легкий и прочный металл. За счет этого лодка может погружаться более чем на полукилометровую глубину. К тому же он долговечен. Срок службы такого подводного корабля не менее семидесяти лет. Нужно лишь вовремя заменять внутренние узлы и агрегаты на более современные.  
- На прочность нашу лодку проверили американцы в 1992 году. Она столкнулась с лодкой НАТО «Батон Руж». Вы тогда были в Видяево и наверняка стали свидетелем этих событий?
- В то время американские подводные лодки чувствовали себя в Российских территориальных водах как дома. Они и сегодня дежурят возле наших берегов и на Севере, и на Дальнем Востоке. В тот день «Кострома» проводила учения в Баренцевом море на Кильдинском плесе. «Батон Руж» скрытно наблюдала за ее действиями. Во время очередного маневра акустики обоих кораблей потеряли друг друга. Нашим необходимо было подняться на перископную глубину, чтобы провести сеанс связи с надводными кораблями. А американцы, видимо, тоже решили всплыть и осмотреться. В какой-то момент «Батон Руж» оказалась над «Костромой». Удар был необычайной силы! Американцам повезло, что их лодку не переломило пополам. Экипаж чудом довел ее до базы. Больше «Батон Руж» в море никогда не выходила. А у нашей лодки всего лишь помяло верх ходовой рубки. Она самостоятельно дошла до базы и после небольшого ремонта вновь заступила на боевое дежурство.
- Получается, что таким образом лодка открыла свой личный боевой счет.     
- Да, с тех пор на ходовой рубке корабля красуется звезда с цифрой один. Еще во время войны появилась традиция украшать подобным знаком лодки, уничтожавшие вражеские корабли.

Вино и красная икра
- Месяцы под водой, в замкнутом пространстве, под многометровой толщей воды, наверное, давались нелегко?
- Служба есть служба. Бывали и авралы, и минуты отдыха. В подводном флоте есть такая традиция: посвящение молодых матросов, впервые вышедших в море, в подводники. На глубине сто метров каждому новобранцу наливали в плафон от электрического светильника чистую соленую забортную воду. Выпив ее, он должен был поцеловать подвешенную кувалду. Под водой качки нет, но иногда шутники специально раскачивали кувалду. В завершение ритуала новобранец получал «Свидетельство подводника» и небольшой подарок: банку сгущенки и сушеную тараньку.
- Расскажите о повседневном быте подводной лодки.
- Офицеры жили в шести- и четырехместных каютах, напоминающих купе поезда, только еще меньше. Матросы спали в кубриках на двенадцать мест, хотя на «Костроме» их всего было десять человек. Завтракали, обедали и ужинали посменно. Каждому подводнику в походе полагаются красное вино и красная икра. Правда, совсем по чуть-чуть. На дни рождения коки на камбузе обязательно пекли торты.
- Как ваши близкие переживали долгую разлуку?
- Моей жене памятник нужно при жизни поставить. (Смеется). Она практически одна вырастила и дочь, и сына. В гарнизоне жилось нелегко: работы не было, климат суровый, все на виду. Конечно, всякое бывало, но она выдержала.
- Совсем скоро «Кострома» отправится на переоснащение и капитальный ремонт.
- Я рад, что наконец приняли такое решение. Уверен, что «Кострома» вновь выйдет на боевое дежурство. И еще не раз будет бороздить глубины Мирового океана под гордым  Андреевским флагом. Как шутят подводники - нам нужен мир, но желательно весь!  

Алексей ВОИНОВ

В тему
Лодка заложена в апреле 1984 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком. Спущена на воду в июле 1986-го. 30 декабря 1987 года под наименованием К-276 вошла в состав флота. В апреле 1993 года – переименована в «Краб». В ноябре 1996-го получила имя «Кострома».

- 27 августа - 6 сентября 1988 года участвовала в командно-штабных учениях 1-й флотилии подводных лодок, выполнив на «отлично» задачу по поиску и слежению за иностранными субмаринами.
- 1 декабря 1990 года экипаж лодки получил переходящий приз командующего 1-й ФлПЛ «За лучшую торпедную стрельбу» и с оценкой «отлично» занял 1-е место в дивизии. Лучшая подводная лодка Северного флота 1990 года.
- 11 февраля 1992 года, отрабатывая задачи боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плесе на глубине 21 метр,  столкнулась с атомной субмариной ВМС США Baton Rouge. Вернулась в базу с повреждениями рубки и обтекателя ГАК.
- В августе 1996 года выполнила ракетную стрельбу с оценкой «отлично» во время учений Северного флота.
- 19 февраля 1997 года освящена настоятелем храма Святого Георгия Победоносца отцом Олегом.

Партнеры