Ольга Токарская: Каждый певец поет в дУше

Ольга поет с шести лет. Правда, поначалу ее мама думала, что у дочери нет ни слуха, ни голоса. Начинала Ольга с конкурса патриотической песни, а сейчас видит развитие своего творческого потенциала за границей. Хотя и отдает должное Костроме, ведь в ней так много одаренных людей, нуждающихся в реализации своих талантов. Оперная певица по факту и дирижер-хоровик по диплому (в Костроме на оперных певиц не учат). Ольга рассказала о том, как в Италии ее узнают на улице, а здесь считают такой же, как и все. Пока не услышат ее голос.

 

Досье
- Родилась в 1993 году в Костроме.
- С 2000 по 2007 год училась в музыкальной школе №2.
- В 2012 году окончила Костромской областной музыкальный колледж (специальность — «Дирижирование академическим хором»).
- С 2011 года — артист академического камерного хора Костромской областной филармонии.
Награды:
 - В 9 лет получила диплом  2-й степени открытого городского фестиваля-конкурса «Весенняя Кострома». В 11 лет - диплом 1-й степени всероссийского фестиваля-конкурса «Роза Ветров».
- В 2006 году — диплом 1-й степени открытого областного фестиваля детского творчества «Вифлеемская звезда».
- Стала лауреатом 3-й премии международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Роза Ветров» в 2006 году, лауреатом 2-й премии в 2008 году, и в 2011 году получила диплом лауреата 1-й премии.
- 2010 год — диплом лауреата 1-й премии открытого Ярославского детско-юношеского вокального конкурса им. Л.В. Собинова

- 2011 год — диплом лауреата 3-й степени открытого областного конкурса юных музыкантов «Музицируем с губернаторским симфоническим оркестром».

 


Пришлось поверить
- В прошлом году ты ездила на конкурс «Роза ветров» в Москву.
- И стала лауреатом первой степени. На самом деле я не раз принимала участие в этом конкурсе. Когда участвуешь в нем впервые, приходится проходить отбор в Костроме. Несколько лет назад стала лауреатом третьей степени, в 2008-м — второй степени. Это позволило мне в течение следующих трех лет ездить на конкурс, минуя межрегиональный отбор. Он, кстати, в прошлом году в Костроме проходил. Тогда я училась в Костромском областном музыкальном колледже на последнем, четвертом, курсе. На этот конкурс могут ездить только учащиеся музыкальных школ, училищ. Так что та победа в «Розе ветров» была для меня последней.
- Почему именно музыкальный колледж?
- Вокалом занимаюсь с шести лет. Окончила музыкальную школу, училась на вокальном отделении. На самом деле, это смешная история, как я попала в эту школу. Моя лучшая подружка по детскому саду пошла туда учиться: у нее мама — музыкант. И когда однажды я с родителями проходила мимо этой школы, просто ткнула пальцем и сказала: тоже хочу! Папа мой мечтал, чтобы я танцевала. А на подготовительных курсах как раз были и танцы, и пение. Однажды в школе проходил конкурс, где я пела. После него преподаватель по вокалу подошел к маме и посоветовал: дочке нужно заниматься именно пением. Мама вообще удивилась — она-то считала, что у меня  нет ни слуха, ни голоса. Дальше пошли конкурсы, победы на них. Начинала с конкурса патриотической музыки «Пока горит свеча», конкурса «Весенняя Кострома». Маме не осталось ничего другого, как поверить в меня.
- Если ты занимала призовые места, почему выбрала учебное заведение в Костроме, а не в столице, где больше возможностей?
- То, что после школы я пойду по музыкальному направлению, знала точно. Пыталась поступить и в Москву. Но дело в том, что у вокалиста голос формируется до двадцати лет. А я приехала в Москву четырнадцатилетней девочкой. Мне сказали: подрасти и приезжай. Вот сейчас закончила колледж и взяла себе год на подготовку. В следующем году, надеюсь, буду учиться в музыкальной академии имени Гнесиных. Собираюсь поступать на специальность «Академический вокал», а у нас училась на специальности «Дирижер-хоровик».
- Дирижер?
- Печально, что в нашем колледже нет специального отделения. Эстрадное пение есть. На эстраду идут, а на академическое пение, которым я занимаюсь, спрос в Костроме минимальный. Поэтому нет смысла открывать новое отделение. Но я не расстраиваюсь: это дает мне больше возможностей. Если не получится с пением, можно стать преподавателем в музыкальной школе.

 

Хочу в «Ла Скала»
- А что, с пением может не получиться?
- Тьфу-тьфу, я уверена в своих силах. Но всякое бывает. И я хочу добиться многого. Выступать в театре оперы «Ла Скала» в Италии. Уже была за границей. Правда, не на конкурсе, а на фестивале. Лауреатов конкурса «Роза ветров» приглашают на фестиваль, который проходит каждый раз в разных странах. Когда я получила звание лауреата второй степени, поехала в Италию. Эта страна произвела на меня впечатление. Увидела заинтересованность как зрителей, так и организаторов фестиваля. Об этом можно судить даже по тому, что нашей школе пришлось оплатить только проезд. А за проживание платила принимающая сторона. Этого не встретишь у нас, в России.
- Неужели звание лауреата не приносит никакой премии?
- Нет. Более того, самим участникам приходится платить за аккредитацию. Конкурс идет четыре дня, надо платить за билет туда и обратно, за проживание. В первый раз это обошлось мне в пятнадцать тысяч рублей. В том году заплатила только три, за то, чтобы выйти на сцену. Приз для лауреата - сам диплом. Хотя бывает и так, что наш город заинтересован в продвижении молодых талантов. Администрация Костромы оплатила нам поездку в Черногорию. Я считаю, это правильно, ведь в нашем городе много талантливых людей. Например, на прошлогоднем конкурсе «Роза ветров» все три призовых места достались костромичам. Причем второе место поделили между тремя людьми.
- Раз у нас так много творческих людей, ты хочешь остаться в Костроме.
- Нет. После окончания колледжа, как и планировала, год или два поживу здесь. Я ведь работаю в филармонии. Но на примере своих друзей вижу возможности для развития моего потенциала лишь за границей. Моя знакомая уехала во Францию. Конечно, она не попала сразу на большую сцену. Сначала работала няней и получала неплохие деньги. Причем семья, в которой она жила, оплачивала ей языковые курсы. Когда овладела французским в совершенстве, она пошла дальше. Окончила музыкальную академию и теперь работает в театре в Лионе.
- Неужели здесь все так плохо?
- В филармонии мне очень нравится работать. Например, когда к нам в город приезжал театр «Новая опера» из Москвы и ставил на площади Сусанина оперу «Князь Игорь», мы выступали вместе. Потом они ставили вместе с нами «Травиату» Верди.
- Делились опытом?
- В основном было пассивное общение на репетициях. Честно признаться, навыков у нас ничуть не меньше. Просто они — в Москве, а мы — в Костроме.

Таксисты удивляются
- Несмотря на это, ты хочешь уехать...
- Дело не в самом городе, а вообще в том, что в России не ценят творческие профессии. Пробиться на большую сцену очень трудно. Взять историю Анны Нетребко. До того как стать оперной дивой, она мыла полы в Мариинском театре. Только потом ее заметили. Да и получают у нас немного. Даже в Москве. И отношение людей тоже оставляет желать лучшего. В Европе все по-другому. Там к оперным певцам относятся с восхищением. На фестивале в Италии я пела в хоре и у меня была сольная партия. После концерта в маленьком итальянском городке мне дарили  цветы, а на следующий день незнакомые люди на улице подходили ко мне и называли по имени. Нас ведь много выступало, а итальянцы запомнили русское имя, потому что там это ценят.
- Твое окружение в восторге от того, что ты поешь?
- Когда я рассказываю друзьям о конкурсах, они подкалывают меня. Когда мы вместе, я ничем не отличаюсь от них. Но когда они слышат, как я пою, удивляются. Таксисты, когда подвозят меня, просят спеть — тоже удивляются. Оперное пение - редкость. А вот эстрадное пение у меня не очень получается. Хотя и считается, что человек, который поет оперу, легко исполнит что-то другое.
- Ты, наверное, бережешь голос?
- Конечно. Если бы мой преподаватель по вокалу увидел меня без шарфа, я бы получила нагоняй. Так что я не рискую.
- Вне сцены, для себя, что поешь?
- Люблю музыку. Всякую. И современную могу послушать. Но моя самая любимая - песня Дунаевского «Колыбельная». Я ее пела еще в музыкальной школе. И она определила мой переход из детского периода во взрослый. Петь я люблю! Мне кажется, каждый певец поет в дУше.

Людмила МАКСИМОВА

Партнеры