Автоарест

Опубликовано 06.09.2012

 В регионе арестовали четыре автобуса перевозчиков-нелегалов

 

Уклонение от уплаты налогов, незаконная предпринимательская деятельность и недобросовестная конкуренция - это неполный список претензий к нелегальным перевозчикам. Костромская область – кстати, первая в ЦФО - начала арестовывать их транспорт. Пока, как считают чиновники, это самый эффективный способ борьбы с нелегалами. С подробностями корреспондент Алена АРСЕНЬЕВА.

Нелегальные пассажирские перевозки по межмуниципальным и межрегиональным маршрутам давно превратились в прибыльный бизнес. И не только в нашей области, это проблема всех регионов. Причина, как считает и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Роман Харисов, в несовершенстве федерального законодательства.
Федеральный закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ» пока не приняли. А правила осуществления пассажирских перевозок разрешают - при наличии лицензии - такой вид, как заказные перевозки. Под них и маскируют свои поездки по маршрутам регулярного сообщения нелегалы.
Причем рынок этот в последние годы разросся — работать так выгодно: нет расходов на транспортную безопасность, договоров с автовокзалами и автостанциями, нет пассажиров-льготников и трат на оборудование ГЛОНАСС. К тому же такие перевозчики уходят от налогов, зарплаты выдают «серые».
Есть еще один большой минус. Медицинский осмотр водителей часто проводят весьма формально. А если случится ДТП, пассажиры не смогут претендовать на компенсацию, ведь билетов нелегалы, конечно, не выдают.
Налицо, как считают в департаменте транспорта и дорожного хозяйства, недобросовестная конкуренция. Собирая пассажиров за пять-десять минут до отхода рейсовых автобусов, такие перевозчики лишают их значительной части дохода. Кроме того, что бюджет теряет налоги, он еще вынужден дотировать АТП, дыры в бюджете которых образуются в том числе из-за таких конкурентов.
Проблемой, на которую долго не обращали внимания, этим летом все же занялись. Департамент транспорта вместе с УГИБДД провел в июне-августе проверки. И в итоге зафиксировали семнадцать фактов осуществления нелегальных перевозок. Пассажиров незаконно возили в Вохму, Павино, Солигалич, Буй. По восьми материалам проверок виновных  оштрафовали — в общей сложности на 39 тысяч рублей. Еще девять материалов сейчас рассматривают. Плюс, поскольку перевозчики не выдавали билеты, документы ушли в налоговую инспекцию.
Но штрафы нелегалов особо не останавливают: заплатив три тысячи рублей, они продолжают заниматься тем же самым. Департамент предлагал внести изменения в кодекс об административных правонарушениях, чтобы увеличить размер штрафа.
Депутаты областной Думы не согласились: в нашей области и так максимальные ставки в ЦФО. Взамен думцы предложили использовать опыт Санкт-Петербурга, где транспорт просто арестовывают и отправляют на спецстоянку на время, пока идет разбирательство по нарушению. А это как минимум месяц, а то и два, на которые владелец транспорта лишается дохода, что намного эффективнее.
Сейчас на штрафстоянке стоят четыре арестованных автобуса. Владельцы пытались оспорить решение в арбитражном суде, но суд им отказал. Кстати, такая мера воздействия - первый подобный опыт в ЦФО.
Но этих мер, как считает Роман Харисов, мало — нужно внести изменения в федеральное законодательство. Точнее, учесть в постановлении правительства о лицензировании перевозку пассажиров по регулярным маршрутам без договора с органами власти. Еще сделать проверки еженедельными, и не только на стационарных постах ГИБДД, но и на передвижных. И проверять вместе с налоговой инспекцией. Налоговая уже согласилась, а недобросовестной конкуренцией заинтересовалось УФАС. 

Нравится