Иван Корсун: Во власть надо идти, обладая определенным жизненным опытом

Опубликовано 29.01.2013 16:52

Бизнес, законодательная власть, исполнительная власть - для одних это во многом противоположные понятия. Для других — таких как сегодняшний гость рубрики «Полит среда», первый заместитель губернатора Иван Корсун - вполне закономерно складывающийся жизненный путь. 

 

- Иван Владимирович, сначала о личном. Каким образом молодой  преподаватель украинского вуза двадцать три года назад оказался в городе Галиче Костромской области?
- 1989 год. Я закончил Киевский университет по специальности «Математика» и по распределению оказался в Николаевском государственном педагогическом институте. Отработал полгода. Квартиры нет, зарплата минимальная, жена не работает — маленький ребенок на руках. Перспектив мало. А брат после Брянского лесного института как раз получил распределение в город Галич. Я приехал к нему в гости. Прекрасное озеро, хороший климат. А главное — есть работа, где можно хорошо зарабатывать: в бригаде по производству изделий из древесины. Еще появилась возможность решить вопрос с жильем (дом в Галиче, кстати, на две трети построил своими руками - я же по первому образованию учитель труда). Вот так и решил сменить место дислокации. Сначала переехал сам, потом семья.
- А затем ушли в самостоятельное плавание.
- Отработал год в частной структуре. Тогда появлялись малые предприятия. И мы с друзьями создали свое, одно из первых частных малых предприятий, которые появились в Костромской области. Возглавил его и пятнадцать лет занимался бизнесом.
- Что заставило известного предпринимателя уйти из бизнеса?
- Когда долго занимаешься чем-то, это постепенно становится обыденным, пропадает интерес. Я захотел реализовать себя в чем-то другом. Поэтому решил учиться дальше. Поступил в Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, и в 2001-м получил квалификацию «Менеджер высшего уровня». Защитил диплом EMBA в Швейцарии по теме «Инвестиционная привлекательность города Галича». Когда учился, сделал первую попытку пойти во власть - баллотировался в мэры Галича. Вышел во второй тур и на себе понял, что такое административный ресурс в действии. Тезис у меня был залихватский: приду - половину администрации долой. Понятно, что это многих насторожило. Во втором туре я проиграл, зато приобрел большой опыт.

 


- Через несколько лет следующие выборы — в областную Думу —  выиграли.
- Да, стал депутатом. И не собирался переезжать из Галича — хотел совмещать работу в Думе и бизнес. Но губернатор Виктор Андреевич Шершунов предложил возглавить думский комитет по бюджету. На размышление дал три дня. Решение уйти из бизнеса далось непросто. Я его принял. Два с половиной года каждый день ездил на работу из Галича в Кострому и обратно: энтузиазма и желания было очень много. Потом стало ясно, что надо выбирать между Галичем и Костромой. В итоге мы купили квартиру и переехали сюда.
- Шесть с половиной лет отработав в областной Думе, в июне прошлого года вы сделали неожиданный шаг — ушли на должность первого заместителя губернатора. Чем руководствовались?
- Понял, что пора что-то менять. Честно говоря, еще до предложения Сергея Константиновича Ситникова решил для себя, что работаю в Думе на постоянной основе последний год. Или вернусь в бизнес, или буду заниматься чем-то еще. Все, что мог к тому времени сделать в Думе, я сделал. Конечно, то, что удавалось. Поскольку часто у депутатов одна точка зрения, у администрации другая. Критиковать легко, а ты попробуй сделать. Более шести лет в Думе я достаточно часто спорил с представителями исполнительной власти. А теперь у меня есть шанс претворить мои идеи в жизнь. Это определенный вызов самому себе.
- О своих решениях не жалели? Легко идете на кардинальные перемены?
- Когда я последний раз стоял на думской трибуне в качестве депутата и говорил всем «Спасибо!», комок в горле был. Большой отрезок жизни там остался. Но зачем жалеть о том, что уже сделал? Решение принято. Принято сложно, но осознанно.
- Когда вы шли в администрацию, очевидно, ставили перед собой какую-то задачу в том, что касается бюджетного процесса.
- Да, привык считать и просчитывать. Если помните, в 2008 году областной бюджет был неплохим, не было больших долгов. Потом их начали наращивать. Я тогда прекрасно понимал: несмотря на мою позицию, что так делать нельзя, ко мне как к председателю бюджетного комитета все равно потом будут претензии. Этот конфликт мешал работать.  Есть еще у всех политических фракций такая беда: когда кто-то выходит с инициативой, часто не смотрят, что внутри этой инициативы, а смотрят, кто ее внес. Надо же смотреть, насколько она полезна. Мне кажется, что сегодня мы на этот путь вышли.
- И результат есть?
- Существуют объективные реалии. Администрация области подвела предварительные итоги за 2012 год. Положительная динамика есть. Но головокружения от успехов нет. Понимаем, что по ряду позиций была очень низкая база, поэтому можно показать хороший рост. Взять хотя бы соотношение госдолга к собственным доходам - есть 14-процентное снижение. В 2013 году такого результата добиться будет крайне сложно. Можно, конечно, просто уменьшать госдолг, не развиваясь. Но, скажем, те же дороги ремонтировать надо. Когда денег мало, необходимо определять приоритеты. Например, одни депутаты говорят, мол, муниципальным образованиям мало даем, другие, наоборот, много. Предлагают расписать весь объем дотаций на сбалансированность бюджетов муниципальных образований. А они для того и существуют, чтобы точечно решать вопросы, когда уже в процессе исполнения принятого бюджета возникает проблема, скажем, наводнение произошло.
- Наверняка, когда вы шли в администрацию, представление было какое-то об этой работе. Оно очень отличается от реальности?
- Тот, кто никогда не работал в исполнительной власти, испытывает серьезный стресс. Поначалу ассоциация возникала с первыми месяцами службы в армии. Команда в администрации еще не была сформирована, и мне приходилось вести восемь разноплановых департаментов. Времени для того, чтобы глубоко вникнуть в проблему, очень мало. И решения, ответственность за которые огромная, надо принимать оперативно. Плохо и то, что за предыдущее время многие чиновники отвыкли работать самостоятельно и проявлять инициативу.  
- Сейчас команда есть. Она справляется со всеми задачами?
- Об этом не мы должны судить. Население скажет по прошествии времени. Работая в Думе, я сформировал группу единомышленников, которые критиковали прежнюю администрацию. Когда перешел в новую администрацию, эта критика оказалась направлена и на меня. Работать было очень непросто. 2012 год закончился, и команда губернатора показала, что не провалила его, а даже перевыполнила план по доходам, сократила госдолг, просроченную задолженность снизила в два раза. Не идеально сработали, но в Минфине нам поверили. Сложные моменты остались: не все расходы заложены в бюджет, а это надо будет сделать. Как? Работать дальше с Минфином и убеждать наших предпринимателей, чтобы больше отчисляли налогов в бюджет, привлекать инвесторов и эффективно расходовать средства.
- Вы как-то говорили о накопленном в бизнесе опыте, который сейчас стараетесь применить на общее благо. Какие принципы взяли с собой из бизнеса во власть?
- У меня есть стойкое убеждение: когда люди приходят во власть, они должны обладать определенным жизненным опытом, потому что принимают очень серьезные решения, которые затрагивают интересы огромного количества людей. Главный принцип - каждую бюджетную копейку тратить эффективно. Деньги в бизнесе тяжело достаются. И к бюджетным нельзя относиться с легкостью. Второе: в бизнесе есть определенная логика. Хотя нельзя логику бизнеса просто накладывать на бюджетный процесс, в чем беда многих предпринимателей-депутатов. Они везде стремятся в хорошем смысле слова заработать для бюджета. Но есть социальная сфера и другие вопросы, где не должны работать законы бизнеса.
- Тема вашей кандидатской диссертации  «Исторический опыт взаимодействия государства и торгово-промышленной буржуазии на начальном этапе индустриальной модернизации России»...
- ...говоря проще, история взаимоотношений бизнеса и власти. Меня всегда интересовала эта тема. Вот скажите, зачем бизнес идет во власть?
- Если отвечать по шаблону, то чтобы защитить свои коммерческие интересы.
- Есть и другой посыл. Тот, кто сам состоялся и сделал жизнь лучше для себя, хочет сделать ее лучше и для других. Как это ни высокопарно звучит. Еще есть желание реализоваться в ином качестве. Главное, чтобы при этом не было конфликта интересов. К сожалению, раньше у нас в стране формировался отрицательный образ предпринимателя, теперь - чиновника. Собирательный образ чиновника, к сожалению, негативный, хотя чиновник чиновнику — рознь. Многие из них работают по двенадцать часов в сутки: некоторым интересно, для некоторых это образ жизни, для других способ самоутверждения и движения по карьерной лестнице.
- Вы чиновник какой?
- Сегодня для меня это образ жизни. Пока буду чувствовать, что приношу пользу в этом качестве, буду работать. А в противном случае могу позволить себе сказать: «Спасибо всем, я пошел заниматься чем-то другим». Может, книгу когда-нибудь начну писать. (улыбается).

 

Алена АРСЕНЬЕВА
Фото Сергея Калинина

Нравится